Самара со второй половины 19-го века считалась «хлебным городом», и почти все богатейшие купеческие фамилии «поднялись» и сколотили миллионные состояния на хлеботорговле и мукомольном деле.
Видимо, пополнить ряды миллионеров мечтал и самарский мещанин Н.В. Демкин. Предпосылки имелись – Демкин больше двух десятков лет прослужил «крупчатником» - как тогда называли технологов мукомольного производства – на старейшей паровой мельнице города в Засамарской слободе, принадлежавшей совместно Петру Субботину, Антону и Матвею Шихобаловым и Георгию Курлину и называемой «Мельницей Товарищества».
Мукомольное дело знал досконально, а кроме того, имел в собственности подходящее дворовое место в 19-м квартале, располагавшееся во всю ширину квартала и выходившее на улицы Преображенскую (нынешнюю Водников). и Набережную (Максима Горького). Речной транспорт, как известно, был тогда главным в грузоперевозках.
Видимо, в то время размещение промышленного предприятия посреди жилого квартала у городских властей вопросов не вызвало. Разработанный Александром Щербачевым проект будущего мельничного комплекса Управа в декабре 1901-го года утвердила, и по весне строительство началось.
Ближе к лету стало ясно, что финансы свои заказчик не рассчитал и проект, что называется , не потянет. Дворовое место и строящуюся мельницу у несостоявшегося миллионера приобрела купчиха С.А. Якимова, а еще до окончания строительства ее владельцами стали А.Я. Стройков и К.С. Якимов, увековечившие свои имена в названии исторического памятника.
Ансамбль прекрасно вписывался в городскую застройку и был решен в традиционном для промышленной архитектуры «кирпичном» стиле - упрощенном брутальном варианте стиля неорусского. Основное производственное здание, смещенное от улицы вглубь квартала, замыкало собой внутренний двор.
Ориентированные на улицу фасады по-щербачевски богато декорировались традиционными элементами – зубчатым карнизом, арочными наличниками, островерхими башенками. Сомкнутые арочные наличники окон образуют аркатурный пояс, имитирующий галерею в уровне верхнего этажа.
Так же эффектно решено небольшое здание конторы, выходившее оштукатуренным главным фасадом на Преображенскую. Плоскость фасада рустована, углы акцентированы пилястрами. Прямоугольные окна первого этажа декорированы наличниками с веерными замковыми камнями, наличники во втором этаже украшены лепным декором и прямыми сандриками на кронштейнах.
Подоконный карниз второго этажа опирается на лепные кронштейны, поле подоконного пояса заполнено чередующимися нишами и филенками. Завершен фасад фризом с кронштейнами и венчающим карнизом.
Хозяева запустили новую мельницу в работу еще до официальной приемки. Контролирующая инстанция – строительное отделения губернского правления – отреагировало незамедлительно, запросив полицию «с чьего разрешения мельница Якимова уже работает без освидетельствования?». Предприятие остановили, а по результатам «освидетельствования» 9 августа 1903-го года составили акт с длинным перечнем нарушения правил охраны труда.
Владельцам пришлось мукомольный завод перестраивать, привлекая специалистов знаменитой московской машиностроительной фирмы «Добров и Набгольц», после чего в 1905-м году мельница, наконец, заработала.
Работало предприятие в две смены – с учетом тогдашнего 10-часового рабочего дня практически круглосуточно. В штате трудились 46 человек, ежесуточнный размол достигал двух с половиной тысяч пудов. В 1910-м году мельница участвовала в Фабрично-заводской, художественно-промышленной и сельскохозяйственной выставке, где получила малую золотую медаль Министерства торговли и промышленности за высокое качество муки и передовое производство. Производимая на Преображенской и уплывавшая с волжских пристаней крупчатка ценилась высоко.
Художник Кузьма Петров-Водкин, в свое время учившийся в Самарской художественной мастерской Федора Бурова, писал в автобиографической повести: «Главным делом в Самаре считается мукомолье. Недаром патриоты города восхвалялись, что-де, если понадобится, они из муки, испеченными блинами, дорогу могут выстлать от Самары до Владивостока».
В 1910-м на мельнице Стройкова-Якимова случился пожар, после чего собственник снова сменился - новым владельцем стал еще более крупный игрок зернового рынка, внук Михея Шихобалова купец В.З. Карпов. Василий Захарович выстроил со стороны нынешней улицы Максима Горького еще одно шестиэтажное производственное здание, в 1930-е годы превратившееся в учебный корпус педагогического института. Но это, как говорится, уже совсем другая история, а в бывших корпусах Стройкова-Якимова и сейчас работает один из цехов Самарского мукомольного завода.