"Мы сильны в самом главном. В том, что Россия — крупнейшая географическая держава на планете". (с) полковник СВР Андрей Безруков
Заявив это, Андрей Олегович не объяснил, почему размер, а Россия занимает территорию свыше 17 млн. квадратных км., имеет значение.
Отчасти я ответил на этот вопрос в статье "Почему даже побежденная России страшна врагам".
В ней я рассказал, как по итогам Отечественной войны 1912 года (России с Наполеоном) прусский военный теоретик генерал Карл Клаузевиц, принимавший в ней участие в качестве историографа русской армии, пришел к выводу, что победить военным путем Россию невозможно из-за ее огромных просторов и менталитета населения, не терпящего внешних завоевателей.
Все поражения России, утверждал Клаузевиц, от ее собственной слабости и раздоров, которые могут быть вызваны только "внутренними потрясениями".
Это положение было подтверждено в 1960-х английским военным теоретиком генералом Джоном Фуллером. Его мнение важно, потому что к тому времени уже существовало оружие массового поражения (ядерное, химическое, бактериологическое).
При этом размер продолжает иметь значением.
Ведь, если в условиях классической войны, обычным, "конвенциональным" оружием, противник, втягиваясь на территорию России, вынужден растягивать свои коммуникации, что делало их уязвимыми, то при планировании (не дай Бог) применения против России ОМП он также сталкивается с трудностями, поскольку бескрайность российских просторов благоприятствует рассосредоточению, снижающему эффективность ОМП.
А еще для нашего традиционного разгильдяйства. Помните, слова, приписываемые германскому канцлеру Отто фон Бисмарку: "Никогда не воюйте с русскими. На каждую вашу военную хитрость они ответят непредсказуемой глупостью".
Во времена позднего Горбачева и раннего Ельцина был очень популярен анекдот:
Подписал кто-то из них с американцами договор о полном уничтожении ядерного оружия. Министр обороны отчитался об исполнении. Раструбили об этом на весь мир, как о великом достижении нашей дипломатии. Тут перевыборы президента США. И новый их президент звонит в Кремль, чтобы сообщить, что в Америке теперь новый внешнеполитический курс, в соответствии с которым они выходят из договора об уничтожении. А поскольку они только сняли заряды со своих носителей, но уничтожать их не стали (реальная американская практика — читайте мой обзор "Как американцы "уничтожают" свое ядерное оружие"), то теперь привинтят их обратно. Поэтому Москва должна выполнять все указания Вашингтона, если не хочет быть стерта с лица Земли.
Наши, конечно, в шоке. И тут раздается звонок из отдаленного военного округа:
— Извините пожалуйста, мы хотим уточнить, был ли приказ о снятии ракет с боевого дежурства?
— Так вы что, его не выполнили?! — обрадовались в Кремле.
— Да тут, у нас, понимаете, объективные трудности: снежная зима, дождливая весна, проблемы со связью...
Анекдот, по моему, не совсем смешной, но раскрывающий тему.
Проблема только в том, что рассосредотачивать надо не только военные объекты, но и гражданские. А это требует принципиально иных экономических подходов, чем сегодня.
Последние годы в России строят преимущественно огромные многоэтажки— "человейники". Это выгодно застройщикам, которые, таким образом, экономят на цене земли и коммуникаций. При этот игнорируется тот факт, что "человейники" создают высокую концентрацию населения, повышая его уязвимость в военное время. Таким образом мы сами отказываемся от нашего главного преимущества — использования самой большой в мире территории.
Помню, некоторое время назад был проект, предусматривающий концентрацию населения в городах-миллионниках. Не знаю, что с ним стало сейчас. Но услышав о нем, я вспомнил свою раннюю публикацию "Раведывательно-подрывная деятельность и "инновации"".
Для меня очевидно, что вместо концентрации надо заниматься рассосредоточением.
Этому посвящены мои заметки "А что если вписать модульное домостроение в цикл человеческой жизни" и "Все должно быть в шаговой доступности — и работа и кладбище".
Мы, как государство и как народ должны не скукоживаться территориально, а осваивать по максимуму наши бескрайние просторы. Это условие нашего выживания в современном мире, где военные угрозы из потенциальных за последнее время превратились в реальные.
Поэтому экономику надо переориентировать на создание и обслуживание не многомиллионных городских конгломераций, а самодостаточных микрорайонов, с наличием компактных и автономных источников энергии, водоснабжения, переработки отходов и т.д. и т.п.
Если этим не заниматься, если оставить все, как есть, или пустить на самотек, или на усмотрение "менеджеров", то мы, как народ, можем в обозримой исторической перспективе прекратить свое существование.
Причем, вовсе не обязательно в результате ядерной войны. Читайте об этом, например, — "Как Америка превращается в обезьяну с гранатой").
Следите за моими публикациями на ДЗЕН-канале "Путешественник во Времени"