Настало время вернуться к довольно-таки популярному сюжету в русской живописи. На данный момент уже вышло три статьи с подборками картин на данную тематику, приведу ссылку на последнюю статью, там же вы найдете отсылки и на предыдущие публикации при необходимости:
Сегодня начнем с двух академических пейзажей Михаила Константиновича Клодта. Первая работа относится к периоду становления художника, когда он, вернувшись из пенсионерской поездки за границу, путешествует уже по России: сначала по Орловской, затем по Тульской и Смоленской губерниям. Стасов писал об этой картине:
Здесь с удивительной верностью и тонким чувством красоты передана картина русской осени на широких равнинах, и тут рядами стоят везде бесконечные лужи и ухабины, выводимые из невозмутимого покоя лишь шлепаньем лошадиных копыт и расплескиванием телег
А вторая работа - уже зрелого мастера, которого впереди, правда, ждал спад и слом, что, учитывая тяжелый (по его же собственным словам) характер Клодта, привело его к унылой старости в безденежье и забвении.
Продолжим "верстовым столбом в развитии русского пейзажа" Иваном Ивановичем Шишкиным. Среди его работ рассматриваемый сегодня сюжет достаточно распространен, но я попытался выбрать для вас картины наименее известные или не вполне типичные для творчества пейзажиста. По крайней мере, так показалось мне, а ваше мнение высказывайте в комментариях.
Чаще всего у Шишкина дорога изображается, конечно же, на фоне леса, Стасов не случайно "короновал" художника в одной из своих публикаций:
Шишкин – художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.
А сам "царь" объяснял эту страсть в своем дневнике:
Более сорока лет пишу лес, лес… Для чего пишу? Чтобы порадовать чей-то глаз? Нет, не только для этого. Нет ничего прекраснее лесов. А лес – это жизнь. Люди должны об этом помнить.
Далее перейдем к художнику, о котором я еще не успел сделать отдельную публикацию, но обязуюсь однажды представить ее вам, ведь его работы, на мой взгляд, действительно заслуживают внимания. Речь идет о Константине Яковлевиче Крыжицком.
На первой из представленных картин, где наглядно показана извечная российская проблема, вдали виднеется и ее решение, по крайней мере на тот момент времени это действительно было так: виден железнодорожный состав с пыхтящим паровозом во главе (подборка на этот сюжет тоже уже была на моем канале, если вдруг подзабыли).
В биографии художника меня больше всего удивило то, что Крыжицкий был поклонником таланта Куинджи. Удивление возникло прежде всего потому, что зачастую художники, когда являются поклонниками кого-либо начинают явно (или неосознанно) ему подражать. Но в данном случае этого явно не произошло, ведь манера письма у них совсем разная. Искусствоведы объяснят это "близостью духа" двух живописцев, подразумевая "солнечное восприятие мира, умение видеть свет сквозь тучи и ночную мглу".
Надеюсь, что вам было интересно рассматривать полотна на данный сюжет и в этот раз. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, а если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.