Найти тему
История живописи

"Дорога, дорога – счёта нет шагам" в русской живописи

Настало время вернуться к довольно-таки популярному сюжету в русской живописи. На данный момент уже вышло три статьи с подборками картин на данную тематику, приведу ссылку на последнюю статью, там же вы найдете отсылки и на предыдущие публикации при необходимости:

Сегодня начнем с двух академических пейзажей Михаила Константиновича Клодта. Первая работа относится к периоду становления художника, когда он, вернувшись из пенсионерской поездки за границу, путешествует уже по России: сначала по Орловской, затем по Тульской и Смоленской губерниям. Стасов писал об этой картине:

Здесь с удивительной верностью и тонким чувством красоты передана картина русской осени на широких равнинах, и тут рядами стоят везде бесконечные лужи и ухабины, выводимые из невозмутимого покоя лишь шлепаньем лошадиных копыт и расплескиванием телег
"Большая дорога осенью", М.К. Клодт, 1863. Третьяковская галерея, Москва.
"Большая дорога осенью", М.К. Клодт, 1863. Третьяковская галерея, Москва.
"Лесная даль в полдень", М.К. Клодт, 1876. Третьяковская галерея, Москва.
"Лесная даль в полдень", М.К. Клодт, 1876. Третьяковская галерея, Москва.

А вторая работа - уже зрелого мастера, которого впереди, правда, ждал спад и слом, что, учитывая тяжелый (по его же собственным словам) характер Клодта, привело его к унылой старости в безденежье и забвении.

Продолжим "верстовым столбом в развитии русского пейзажа" Иваном Ивановичем Шишкиным. Среди его работ рассматриваемый сегодня сюжет достаточно распространен, но я попытался выбрать для вас картины наименее известные или не вполне типичные для творчества пейзажиста. По крайней мере, так показалось мне, а ваше мнение высказывайте в комментариях.

"Лесной пейзаж. Дорога", И.И. Шишкин, 1876.
"Лесной пейзаж. Дорога", И.И. Шишкин, 1876.
"Дорога в парке, туман", И.И. Шишкин вторая половина XIX в. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
"Дорога в парке, туман", И.И. Шишкин вторая половина XIX в. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
"В парке (Дорога в лесу)", И.И. Шишкин, вторая половина XIX в. Симферопольский художественный музей.
"В парке (Дорога в лесу)", И.И. Шишкин, вторая половина XIX в. Симферопольский художественный музей.

Чаще всего у Шишкина дорога изображается, конечно же, на фоне леса, Стасов не случайно "короновал" художника в одной из своих публикаций:

Шишкин – художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.

А сам "царь" объяснял эту страсть в своем дневнике:

Более сорока лет пишу лес, лес… Для чего пишу? Чтобы порадовать чей-то глаз? Нет, не только для этого. Нет ничего прекраснее лесов. А лес – это жизнь. Люди должны об этом помнить.

Далее перейдем к художнику, о котором я еще не успел сделать отдельную публикацию, но обязуюсь однажды представить ее вам, ведь его работы, на мой взгляд, действительно заслуживают внимания. Речь идет о Константине Яковлевиче Крыжицком.

"Дорога после дождя", К.Я. Крыжицкий, 1887. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Дорога после дождя", К.Я. Крыжицкий, 1887. Русский музей, Санкт-Петербург.

На первой из представленных картин, где наглядно показана извечная российская проблема, вдали виднеется и ее решение, по крайней мере на тот момент времени это действительно было так: виден железнодорожный состав с пыхтящим паровозом во главе (подборка на этот сюжет тоже уже была на моем канале, если вдруг подзабыли).

"Пейзаж", К.Я. Крыжицкий, 1895. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
"Пейзаж", К.Я. Крыжицкий, 1895. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.
"Дорога в горах", К.Я. Крыжицкий, 1897. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Дорога в горах", К.Я. Крыжицкий, 1897. Русский музей, Санкт-Петербург.

В биографии художника меня больше всего удивило то, что Крыжицкий был поклонником таланта Куинджи. Удивление возникло прежде всего потому, что зачастую художники, когда являются поклонниками кого-либо начинают явно (или неосознанно) ему подражать. Но в данном случае этого явно не произошло, ведь манера письма у них совсем разная. Искусствоведы объяснят это "близостью духа" двух живописцев, подразумевая "солнечное восприятие мира, умение видеть свет сквозь тучи и ночную мглу".

Надеюсь, что вам было интересно рассматривать полотна на данный сюжет и в этот раз. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, а если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.