Найти тему
От Байкала до Амура...

Беспокойные будни бригадира монтеров пути

Некоторых хлебом не корми, только дай поговорить о природе, политике (такие для нас, журналистов, находка!) а с некоторых товарищей каждое слово нужно буквально вытаскивать. Особенно скромничают, когда нужно говорить о себе.

Таким оказался мой собеседник — ветеран БАМа, бригадир монтеров пути Александр Павлович Коржавин.

Работа на железной дороге подразумевает строгое исполнение своих служебных обязанностей и твердое убеждение: «Начальник всегда прав!». Как ни крути, а многолетняя работа на одном производстве чаще определяет наши характер и привычки.

— А это вам зачем? — подозрительно спрашивал Александр Павлович, когда я задавала ему вопросы, которые, на его взгляд, были недопустимы в интервью.

Хотя в целом это незлобивый, позитивный человек. Профессионал своего дела.

Очень скромный бригадир Александр Коржавин
Очень скромный бригадир Александр Коржавин

Родился мальчик во Фрунзе. Когда ему было всего полтора года, родители переехали в Усть-Кут. Отец приехал по вербовке в мае 1956 года. Он был плотником-инструментальщиком в СМП-286. Мама работала санитаркой в больнице.

— Со старшим братом мы постоянно пропадали на реке, которая была в 100 метрах от дома. Там тогда было столько же народу, как сейчас в Сочи на пляже. Учился в школе №98 (ныне №9).

Родители Александра со старшим братом Юрием
Родители Александра со старшим братом Юрием

— Активист, спортсмен?

— Нет, я был очень скромным, — улыбается он. — Спортом: волейболом, баскетболом, футболом, конечно, занимался, как и другие. После школы поступил в Новосибирский институт железнодорожного транспорта. Получил специальность «инженер-строитель».

Молодой специалист по распределению в 1977 году попадает в Абакан, где работает на многих станциях ветки «Абакан-Тайшет». Александр Павлович был бригадиром, дорожным мастером, старшим инженером отдела пути. Отработав положенные три года, приехал к родителям в Усть-Кут.

После второго курса Александр трудился в стройотряде на Хребтовой
После второго курса Александр трудился в стройотряде на Хребтовой

— 9 декабря 1980 года приступил к исполнению своих обязанностей в СМП-288. Хотел попасть в СМП-286, где трудился отец, но там хватало специалистов. БАМ же тогда гремел! Принимал меня бригадиром монтеров пути Николай Паленный, который тогда был заместителем начальника поезда по производству.

В нашей комплексной бригаде было около 40 человек, из них около десяти женщин, приехавших на стройку из разных республик тогда ещё Советского Союза.

 Александр Коржавин на геологической практике
Александр Коржавин на геологической практике

Строили непосредственно железнодорожный путь: верхнее строение, контактную сеть. Путейские бригады занимались всем комплексом работ. Александр Павлович трудился там 15 лет. Получил смежные профессии – машиниста ПСЭБ-4 и стропальщика. В последние годы был уже старшим прорабом.

А в 1995 году, когда работы в СМП не стало, ушел на железную дорогу в ПЧ-21 старшим мастером.

— Вам есть с чем сравнить. Как во времена БАМа работали на железной дороге и как после завершения строительства? – интересуюсь я.

Из трудовой книжки Александра Коржавина
Из трудовой книжки Александра Коржавина

— Снабжение осталось прежним, а вот отношение людей к исполнению своих обязанностей изменилось. Не побоюсь громких слов, тогда все трудились исключительно на энтузиазме, не считаясь с личным временем.

А сейчас работать сверхурочно будут только за хорошие деньги. С ветеранами производства у меня, например, никаких проблем не было. Сказал – тот сделал.

— Сложно было работать старшим мастером?

На военных сборах в Красноярске
На военных сборах в Красноярске

— Да. День и ночь нужно не отходить от телефона, потому что в любое время могли вызвать на работу. Нередко бывало, что в два часа ночи соскакиваешь и бежишь, а в восемь утра - снова в ПЧ. И в целом путь – это довольно сложное сооружение.

Вроде два рельса да шпалы, а на самом деле в рельсе можно обнаружить около 100 дефектов. Надо их все знать практически назубок, чтобы вовремя выявить и не допустить аварии.

И путейская техника - самая сложная. Это вам не локомотив, — отвечал Александр Павлович.

В 1982 году всех бригадиров отправляли на учебу в Москву. Среди них был и Александр Коржавин (шестой слева)
В 1982 году всех бригадиров отправляли на учебу в Москву. Среди них был и Александр Коржавин (шестой слева)

Бригада в оранжевых жилетах выстраивалась, как на плацу, встречая мастера. Он проводил технику безопасности и знакомил с планом работ. Например, говорил, что нужно произвести замену непригодных шпал, выявить рихтовку и выправку пути.

На мой взгляд, путейцы – это особенные люди. Они работают в суровых климатических условиях. Зимой – морозы, летом – жара и много мошки, комаров. Но главную задачу – обеспечение безопасности движения и бесперебойный пропуск поездов – выполняют.

— В свободное время чем занимались?

— Как чем? Летом – дачей, зимой часто выезжали на лыжную базу. Ещё я в Каймоново пять лет отработал на укладке вторых путей.

С Екатериной Матвеевой, внуками Женей и Сашей
С Екатериной Матвеевой, внуками Женей и Сашей

— Машину по чеку получили?

— Даже ни одну, а две. Первую «Жигули» - в 1983 году.

Александр Павлович считает, что во времена БАМа люди были дружнее, надежнее, общительные. Это сейчас все в своих гаджетах сидят.

Про личную жизнь рассказывать не стал, заметив, что Катерины, с которой прожил 32 года, уже нет рядом. Но остались дети, внуки, с которыми поддерживает связь.

А вам, уважаемые бамовцы, советую заглянуть в свои гаджеты и написать комментарии!