Возможно, Вы видели эти фотографии. Рядом со своим павшим боевым товарищем сидит русский доброволец, погружённый в раздумья и глубокую печаль.
Снимки были сделаны в Сараево (Босния и Герцеговина) в 1994 году. На них запечатлён командир 3-го Русского добровольческого отряда Александр Владимирович Шкрабов (1954-1994), который приехал поддержать сербов во время войны (1992-1995).
"Здраво, монсы!" ("Привет, мужики!")
Александр Шкрабов родился 4 апреля 1954 года, проживал в г.Керчь. И вся его биография - это большой боевой путь, наполненный схватками и потерями боевых товарищей.
Герой служил в спецназе Военно-морского флота СССР. Впервые он оказался на передовой во время войны в Анголе (1975-2002), в которой принимали участие советские военные специалисты.
После Анголы была Грузия. В январе 1992 года был свергнут президент республики Звиад Гамсахурдия (1939-1993), а вскоре началась гражданская война. Александр Владимирович воевал на стороне свергнутого лидера, однако главные его бои были впереди.
Летом 1993 года он оказался в Республике Сербской, которая была образована в начале 1992 года после решения боснийских мусульман о выходе Боснии и Герцеговины из состава Югославии. Весной 1992 года началась война, и Шкрабов приехал поддержать православное население в этой борьбе.
Причём добирался он очень длинным путём - нелегально перешёл границу Советского Союза и Румынии, был схвачен и полгода просидел в румынской тюрьме в ожидании депортации. Однако со второй попытки ему всё-таки удалось достичь сербской земли.
Вместе с ним приехали и другие жители РФ, которые не могли оставаться равнодушными к судьбе сербского населения.
Ветеран, имевший огромный боевой опыт, был назначен командиром русского отряда, который воевал в составе 1-й Сараевской бригады Войска Республики Сербской.
"...Наш отряд единственный из русских смог освоиться в местной среде и Саша на основании авторитета командира этого отряда, оказал большую помощь русбату (прим. - речь идёт о российском батальоне в составе миротворческих сил ООН), который по официальным каналам особой поддержки на местности не получил.
Правда, для официальной российской политики, да и для многих миротворцев, мы были "наемники", но все же, Саша смог установить приемлемые отношения с последними..."
(Из книги О.В.Валецкого "Волки белые...")
Майор Шкрабов (звание было присвоено в Республике) оказался первым и единственным командиром отряда, которое в свою очередь также было практически единственным русским подразделением в составе сражающего Войска.
Самой крупной победой русских воинов стало взятие без потерь фабрики вооружений "Победа" в г.Горажды. Однако в 1994 году всё изменилось.
Подразделение не было признано Россией и не получало от Родины никакой поддержки. Местная власть также не особо интересовалась судьбой отряда.
"... Особой близости с местными сербами у наших ребят тоже не было, порою дело выглядело так, словно русскому отряду делают одолжение, разрешая воевать в составе сербских войск.
К тому же и в самом отряде был большой кавардак, и пока одни ходили в акции, другие развлекались по кафе и ресторанам, а то и воровали <...>. Рано или поздно отряд бы распался..."
(Из книги О.В.Валецкого "Волки белые...")
Постепенно разочарованные бойцы стали покидать Республику и уезжать домой, однако Александр Шкрабов остался здесь ... навсегда.
4 июня 1994 года майор участвовал в штурме позиций противника в районе г.Олово. Это было хорошо знакомое ему место. Именно здесь в конце 1993 года отряд прошёл боевое крещение, но в этот раз Александр Владимирович из боя не вышел.
Проститься с русским майором пришли сотни сербов, а церемонию даже показали по местному телевидению. Воин был захоронен рядом со своим боевым товарищем Александром Бочкарёвым, где его несколько месяцев назад сфотографировали...
"...Шкрабов прославился безумной личной отвагой и отчаянными успешными акциями. Однажды он в пылу боя ходил прикуривать к мусульманам - по ошибке.
Когда стрельба стихла, он, оставив свою снайперскую винтовку, подошел к группе людей и сказал: "Здраво, монсы! Упалячы има?" ("Привет, мужики! Закурить будет?")
Уже прикурив, он увидел эмблемы сидевших перед ним "монсов". Голубые, с белыми лилиями. Это средневековая сербская эмблема, перенятая мусульманами-босняками как официальная символика. Стараясь не показать свою нервозность, спокойно ушел..."
(Из книги О.В.Валецкого "Волки белые...")
СПАСИБО ЗА ПРОЧТЕНИЕ, ТОВАРИЩ!
Прошу оценить материал лайком и комментарием, а также поделиться прочитанным в соц.сетях! Буду признателен, если Вы изучите другие публикации и видеоролики канала "Зеленая книга".