Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлой публикации мы остановились на 14-ой главе первого послания к коринфянам апостола Павла.
В начале пятнадцатой главы Савл решил напомнить коринфянам основные постулаты Евангелия, причем, вероятно, имеется в виду не какая-то из книг Нового завета, а сама “Благая весть” - учение о пришествии Иисуса:
“Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали” [1 Кор. 15:1-2].
Он говорит, что
“Христос умер за грехи наши, по Писанию” [1 Кор. 15:3].
На сколько я понимаю, в Ветхозаветных текстах найти подтверждение этому можно только в книге пророка Исайи:
“Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь” [Исаи. 53:7-8].
Обращу ваше внимание на то, что в тексте пророка речь идет в прошедшем времени, хотя жил он ориентировочно на 8 веков раньше земного существования Иисуса. Возможно, единственное логичное объяснение этому феномену в том, что для Бога нет будущего, ему известно все что случиться или, даже, для него уже случилось все то, что человечеству еще только предстоит пережить.
Павел рассказывает, что Иисус был похоронен, воскрес, затем явился Петру (Кифе) и 12-ти. Хотя, на сколько я помню из 1 главы книги Деяний, явился он еще до процедуры избрания 12-ого апостола, следовательно, только к 11-ти, которые и перечислены поименно:
“И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Пётр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова” [Деян. 1:13].
Савл утверждает:
“потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили” [1 Кор. 15:6].
Хотя ни о чем подобном нигде в текстах Нового завета не говорилось, так же как и о том, что Иисус
“потом явился Иакову, также всем Апостолам” [1 Кор. 15:7].
Павел добавляет, что в завершении всей цепочки явления, Христос пришел к нему, хотя он на тот момент участвовал в гонениях на христиан:
“а после всех явился и мне, как некоему извергу” [1 Кор. 15:8].
Савл говорит, что недостоин называться “апостолом”:
“Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию” [1 Кор. 15:9],
тем не менее, не забывая добавить
“но я более всех их потрудился” [1 Кор. 15:10].
На этом 15-ая глава первого послания к коринфянам не завершается. В следующей публикации нас ждет продолжение.
В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех
Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала
Цикл по Библии:
Анализ библейского текста - начало здесь. Ветхий завет - начало здесь, Евангелие от Матфея - начало здесь, Евангелие от Марка - начало здесь, Евангелие от Луки - начало здесь, Евангелие от Иоанна - начало здесь, Деяния святых апостолов - начало здесь, Послание Иакова - начало здесь, 1-ое послание Петра - начало здесь, 2-ое послание Петра - начало здесь, 1-ое послание Иоанна - начало здесь, 2-ое послание Иоанна - здесь, 3-е послание Иоанна - здесь, послание Иуды - начало здесь, Послание к римлянам - начало здесь, 1-ое послание к коринфянам - начало здесь.