Многие фотографы, купив камеру и поснимав на китовый объектив, задумываются о покупке телевика. Такие объективы используются для съёмки птиц и дикой природы, съёмки спорта и репортажной съёмки.О том, какие телевики бывают и для каких задач они лучше подходят, читайте в этой статье.
Каким же должен быть идеальный телевик? Во-первых, длинным, чтобы с его помощью можно было снимать горы на Луне и диких животных в километре-другом от фотографа. Во-вторых, светосильным, чтобы можно было снимать спортсменов в тёмном зале с короткими выдержками и не поднимать ISO до тех пределов, когда картинка уже рассыпается из-за шумов. И в-третьих, лёгким и дешёвым, чтобы его можно было всегда носить с собой и было не жалко сломать.
К сожалению, не существует телеобъективов, подходящих сразу под все эти требования. Очень длинные светосильные модели немало весят и стоят очень дорого, а лёгкие дешёвые объективы имеют светосилу F/5.6 или ещё меньше. Однако вернёмся к реальным объективам.
Телеобъективы 70-200/2.8
Классический репортажный зум-телевик, который есть практически у каждого серьёзного репортажного фотографа. Его любят и фотокорреспонденты, и свадебные фотографы, и видеографы.
Объектив с таким фокусным расстоянием довольно универсален. Он подойдёт для съёмки спорта на улице и в помещении, репортажа из концертного зала или свадьбы. Годится он и для портретной съёмки.
Объективы этого класса существуют у всех производителей. Для Sony лучшим выбором будет Sony FE 70-200mm f/2.8 GM топовой серии G Master, для зеркалок Canon стоит взять Canon EF 70-200 F2.8L IS III, а для свежих беззеркалок с байонетом Canon RF есть Canon RF 70-200mm F2.8L.
У Nikon также существуют версии как для зеркалок — Nikon 70-200mm f/2.8G ED AF-S II, так и для беззеркальных камер — Nikkor Z 70-200 F2.8 S. Объектив Panasonic Lumix S PRO 70-200mm f/2.8 Lens подойдёт для всех камер с байонетом L-Mount (к ним относятся полнокадровые модели беззеркалок Panasonic, беззеркалки Leica и Sigma).
Для кропнутых беззеркалок Fujifilm есть объектив Fujifilm XF 50-140mm f/2.8 R LM WR. С учётом кроп-фактора его фокусное расстояние как раз равно 70-200 мм. А для обладателей камер системы микро 4/3 (это Olympus, OM System многие беззеркалки Panasonic) есть шикарный Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/2.8 PRO. В отличие от своих собратьев, на длинном конце его эквивалентное фокусное расстояние не 200 мм, а целых 300. Единственный его минус — отсутствие стабилизатора. А значит, на камерах без матричной стабилизации работать с ним будет не так удобно. На них лучше использовать Panasonic 35-100mm f/2.8 II. Он покороче (традиционные 200 м на длинном конце), но зато со встроенным стабилизатором.
Сверхдлиннофокусные светосильные телеобъективы
К этой категории можно отнести объективы с фокусным расстоянием от 300 мм и светосилой F/4 или ещё светлей. Свадьбу на такой уже не поснимаешь, да и портрет тоже — нужно находиться слишком далеко от снимаемого объекта. Чаще всего такими объективами пользуются профессиональные спортивные фотографы и фоторепортёры для съёмки VIP-персон, к которым нельзя подойти близко.
Применяют супертелевики и фотографы дикой природы. Но для этого надо быть довольно состоятельным фотографом: обычный любитель фотографировать птичек вряд ли сможет купить объектив стоимостью от нескольких сот тысяч до пары миллионов рублей.
Все объективы из этой группы — фиксы. Сделать очень длинный и светлый зум-объектив сложно, плюс это увеличит его размеры и вес. А маленькими и лёгкими сверхтелевики и так назвать сложно.
Если объективом 300/2.8 ещё можно при желании работать с рук, то варианты на 400 и 600 мм потребуют штатива или монопода. В сумку их тоже не положишь: для перевозки подобных монстров используются специальные жёсткие кейсы, защищающие дорогой объектив от тряски и ударов.
Для зеркальных камер Canon существует Canon EF 600mm f/4L IS II USM, а для тех, кто предпочитает объективы полегче, есть Canon EF 300mm f/2.8L IS II. Впрочем, фокусное расстояние последнего легко увеличить при помощи телеконвертеров. С помощью телеконвертера Canon Extender EF 1.4x III его фокусное расстояние можно увеличить до 420 мм, а с двукратным телеконвертером — до 600 мм. Правда, качество картинки при этом может ухудшится, а светосила упадёт до f/4 и f/5.6 соответственно. Тем, кто использует беззеркалки Canon R, подойдут Canon RF 400mm F2.8L IS USM и Canon RF 600mm F4L IS USM.
В беззеркальной системе Nikon Z есть прекрасный NIKKOR Z 400mm f/2.8 TC VR S со встроенным 1,4х телеконвертером. Если задействовать телеконвертер, объектив превратится в 560 мм со светосилой f/4. При этом встроенный телеконвертер гораздо удобней съёмного: включается и выключается он одним движением пальца, а значит, фотограф не рискует потерять нужный кадр при установке конвертера или получить порцию пыли на матрицу.
Для тех, кто до сих пор предпочитает зеркалки, есть Nikon 400mm f/2.8E AF-S FL ED VR Nikkor и Nikon 600mm f/4G ED VR AF-S Nikkor. Кстати, их можно без проблем установить и на никоновские беззеркалки, если взять соответствующий переходник.
Естественно, есть супертелевики и у Sony — это FE 600 мм F4 GM OSS и FE 400 мм f/2.8 GM OSS из профессиональной серии G Master. А вот Fujifilm не может похвастаться большим количеством супертелевиков. У них есть только один объектив с фокусным расстоянием 200 мм (с учётом кроп-фактора получается 300 мм). Зато светосила у него выше, чем у полнокадровых объективов других систем — f/2. А если использовать телеконвертеры, можно увеличить фокусное расстояние в 1,4 и 2 раза, и получить эквивалентное фокусное расстояние 400 мм и 600 мм.
Объектив M.Zuiko Digital ED 300mm F4.0 IS PRO подойдёт для камер системы микро 4/3. Его эквивалентное фокусное расстояние — 600 мм, и при светосиле f/4 это самый маленький и лёгкий из супертелевиков. Правда, не стоит забывать и о минусах системы: размытие фона у этого телевика будет меньшим, чем у его аналогов на полнокадровых камерах.
А вот обладателям камер системы L-Mount со светосильными супертелевиками не повезло, для их камер таких пока нет. Точнее, у них есть длинные телеобъективы, но вот светосилой они похвастаться не могут. А значит, для съёмок спорта эта система подходит не очень. Впрочем, Leica сейчас вряд ли у кого-то ассоциируется с камерами для съёмки спорта, да и камеры Panasonic до недавнего времени плохо подходили для динамичного репортажа — у них не было фазовых датчиков, и они использовали более медленную контрастную фокусировку. Впрочем, у последних моделей (например, Panasonic Lumix DC-S5 II) фазовые датчики автофокуса появились — а значит, есть шанс и на то, что в системе появятся светлые репортажные телеобъективы.