Найти в Дзене

Холодильники на рельсах

Оглавление

Рассказываем, как возили масло из Сибири на Балтику и зачем на Транссибе строили хранилища для льда

Есть легенда, что первые вагоны-холодильники изобрели специально для того, чтобы доставлять императору свежие устрицы из Севастополя. Так это или нет, мы точно не знаем, но история таких вагонов и правда началась давно. Страна у нас большая, и проблема перевозки скоропортящихся продуктов всегда была актуальной.

Вагоны-ледники

Первые вагоны-ледники появились в России раньше, чем в США, — в 1862 году. К началу прошлого века по железной дороге уже регулярно перевозили масло из Сибири на Балтику.

Особенно активно поставки развернулись после постройки Транссиба. Если к началу строительства магистрали спецвагонов было порядка 50, то уже в 1910 году их количество превысило 2,8 тысячи. Инженеры продолжали совершенствовать вагоны, и вскоре в них стали возить фрукты, а также мясо, птицу и рыбу.

Вагоны-ледники охлаждали продукты за счёт льдосоляной смеси, которую помещали в специальные карманы. Лёд добавляли из льдохранилищ, обустроенных на пути следования. Такое охлаждение не было достаточно эффективным, продукты порой портились. В 1964 году эти вагоны производить перестали.

Модель вагона-ледника производства СССР
Модель вагона-ледника производства СССР

Машинное охлаждение

Сегодня по железным дорогам курсируют вагоны и составы с машинным охлаждением. Они имеют массу преимуществ: температуру можно регулировать и она распределяется равномерно, не приходится досыпать лёд по пути. За счёт всего этого продукты портятся гораздо реже.

-2

На магистралях используют три типа транспорта для охлаждения: автономные вагоны, 5- и 12-вагонные секции и целые поезда.

Секции в 1963 году стал производить Брянский машиностроительный завод. Каждая состоит из четырёх грузовых рефрижераторов с холодильными установками и одного дополнительного вагона, где находится дизельная электростанция.

В 12-вагонные секции входят по одному вагону с дизельным генератором и с холодильными установками, а также 10 грузовых. По той же схеме устроены и 23-вагонные поезда.

Автономные рефрижераторы в СССР привозили из ГДР, а в 2021 году их стал выпускать Уралвагонзавод. Они могут работать в автономном режиме до месяца при любых погодных условиях, поддерживая температуру от +15 до –24 градусов Цельсия.