Меня всегда забавляли фантастические фильмы про то, как современные люди перемещались в далекое прошлое и сливались с толпой, просто сменив одежду. Жители средневековых городов выглядели иначе, говорили совершенно по-другому и пахли (в большинстве своем) отвратительно, но современного представителя цивилизации можно было бы отличить не только по этим признакам. Чужака из другого времени легко бы опознали по его уверенной походке.
Если присмотреться к средневековым гравюрам и миниатюрам, то можно заметить, что у людей, изображенных на них, походка выглядит так, словно они танцуют балет. Можно подумать, что граверы намеренно приукрашивали суровую реальность, однако походка жителя средневекового города действительно разительно отличалась от походки современного человека.
Сегодня люди мало задумываются о том, как они ходят, но если приглядеться, то во время движения человек переносит тяжесть тела сначала на пятку и лишь потом на носок. Типичный представитель средневековой цивилизации передвигался иначе, сначала он вытягивал носок, как балерина, слегка опираясь на него, и лишь после этого задействовал при ходьбе всю стопу.
Такая осторожная походка была связана с тем, что в Средневековье не было моды на комфортную обувь. Люди богатого сословия могли позволить себе максимум плотно обтягивающие ногу чулки из кожи, причем без подошвы. Например, знаменитые пулены – средневековые туфли, пользующиеся большой популярностью и у женщин, и у мужчин и изобретенные графом из Анжера, пожелавшим скрыть некрасивую форму стопы. Они шились одинаково для правой и левой ноги, не имели подошвы и были достаточно неудобны из-за чрезмерно удлиненной передней части, передвигаться в подобной обуви было не только некомфортно, но и опасно.
Бедняки и вовсе вынуждены были ходить босиком или обматывать ноги грязными тряпицами, которые мало походили даже на носки, и уж тем более были далеки от современных удобных ботинок. Естественно, такая «обувь» не защищала стопы от ударов об каменную мостовую.
Впрочем, и сами мостовые в те времена оставляли желать лучшего, и дело не только в сливаемых прямо на улицы нечистотах. Дороги в средневековых городах мостили крупными булыжниками с острыми краями, между которыми скапливались мелкие острые камни и другой мусор, и в обуви без подошв об него было довольно легко пораниться. Люди старались передвигаться по мостовым с большой осторожностью, сначала проверяя неровную поверхность передней частью стопы и лишь затем наступая на нее полностью. Именно поэтому походка средневековых людей на гравюрах и выглядит такой странной.
Лишь в XVI веке ситуация изменилась. Мостовые стали мостить шлифованными булыжниками, а европейские обувные мастера начали изготавливать туфли с подошвой. С тех пор походка людей стала более уверенной.