В этой поездке в Санкт-Петербург я решил отклониться от популярных туристических маршрутов и отправился в район, где находится Кировский машиностроительный завод. Так как он находился не близко от нашей гостиницы, то я отправился туда на метро до станции "Кировский завод". Станция названа по расположению - вблизи проходной Кировского завода. Здание станции - в классическом стиле, похоже на древнегреческий храм. Прямоугольник здания образуют 44 дорические колонны с каннелюрами и широкой гранитной лестницей. Изначально на месте здания станции располагалась усадьба князя Голицына.
Но вернёмся к Кировскому заводу. Его история началась в 1789 году в Кронштадте. В 1801 году из-за угрозы войны с Англией завод перебазировали в Петербург. 3 апреля (22 марта по старому стилю) 1801 года на новой площадке отлили первое пушечное ядро, эта дата считается днем рождения завода, в дальнейшем выполнявшего заказы по изготовлению артиллерийских боеприпасов. Предприятие стало называться Санкт-Петербургским казенным чугунолитейным заводом. Из этого производства вырос будущий промышленный гигант - Путиловский завод.
С 1812 года завод начал изготавливать паровые машины. Здесь же были произведены крепления и балки для шпиля Петропавловской крепости, части железнодорожных мостов через Обводный канал и реку Славянку. Специалисты предприятия освоили художественное литье. На их счету - детали для Нарвских триумфальных ворот, скульптуры и декор для Львиного и Банковского мостов. В 1824 году завод был практически разрушен беспрецедентным в истории Петербурга наводнением. Следующие сорок лет стали для предприятия периодом борьбы за выживание.
В состоянии полной разрухи в 1868 году предприятие досталось известному российскому инженеру и предпринимателю Николаю Путилову. За 12 лет ведения дел Путиловым на предприятии значительно увеличился объем выпускаемой продукции и расширился ассортимент, здесь начали выплавлять качественную сталь и строить железнодорожные вагоны. К концу XIX века Путиловский завод превратился в крупнейшее металлургическое и машиностроительное предприятие России, насчитывавшее 12 тысяч работников.
Путиловцы активно участвовали в рабочем движении начала XX века, играли важную роль в революционной борьбе и событиях 1905-1907 и 1917 годов. На фронтах Гражданской войны в рядах Красной армии сражались более 10 тысяч рабочих предприятия. В советский период завод производил технику и промышленное оборудование, не имевшие аналогов в мире. В 1934 году после убийства первого секретаря Ленинградского обкома ВКП (б) Сергея Кирова предприятие было переименовано в Кировский завод.
Осенью 1941 года большая часть оборудования и около 15 тысяч кировцев с семьями были эвакуированы на Урал, где совместно с другими подобными предприятиями стали выпускать танки и самоходные артиллерийские установки. С конца 1939 года по май 1945 года завод произвел более 18 тысяч тяжелых танков и САУ (около 20% от общего количества).
В послевоенные годы Кировский завод возобновил производство техники для сельского хозяйства. В 1962 года с конвейера сошел первый трактор "Кировец". Модель К-700 стала визитной карточкой предприятия. В 1976 году на вооружение Советской армии был принят основной боевой танк Т-80, созданный в специальном конструкторском бюро транспортного машиностроения при Кировском заводе. Можно долго рассказывать об этом предприятии и о его заслугах. Скажу только, что на сегодняшний день производственные объекты группы компаний "Кировский завод" занимают 400 гектаров земли в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и на юге России. Предприятие располагает разветвленной сетью подъездных путей и имеет выход к Финскому заливу (береговая линия - около двух километров). Численность работников - семь тысяч человек. Продукция экспортируется в 40 стран мира.
От Кировского завода по Проспекту Стачек я двинулся в сторону Нарвских Триумфальных ворот. Вскоре я достиг Сад 9 января, который был огорожен красивой оградой. Она раньше ограничивала собственный сад Его Величества около Зимнего Дворца. В 1897 году Николай II одобрил проект ограды, выполненной архитектором Р.Ф.Мельцером. Решетка в стиле модерн с листьями аканта, императорскими вензелями и государственным гербом Российской империи была выкована в 1899 году.
Простояла ограда у Зимнего Дворца около 20 лет. После революции сад был почти уничтожен, ограда частично снесена. В 1920 году состоялся первый социалистический субботник, на котором ограду окончательно разобрали и в изуродованном виде, с выломанными орлами и монограммами - символами самодержавия, она четыре года валялась на набережной.
Остатки ограды, чудом сохранившиеся восемь звеньев решетки решили установить на проспекте Стачек для ограждения Сада памяти жертв 9 января 1905 года. Этот сад был заложен именно на том месте, где собирались рабочие Нарвской Заставы перед тем, как идти с петицией к царю. Заложен Сад был во время социалистического субботника 1 мая 1920 года. Эти звенья были установлены в 1925 году. Но основания под них были сделаны гораздо ниже тех, что были около Дворца и вид ограды стал менее величественен.
В 1954 году его переименовали в Детский Сад имени 9 января. Постепенно стали отливать недостающие фрагменты ограды. На моих фото ниже представлены элементы этого красивого ограждения, часть которого является исторической.
Пройдя Сад 9 января. я вышел к Кировскому скверу, где установлен памятник советскому государственному и партийному деятелю С.М.Кирову. 1 декабря 1934 года в Ленинграде был убит Первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) С. М. Киров. Уже в следующем году Ленгорисполком объявил конкурс проектов памятника Кирову, который предполагалось установить на площади перед зданием Кировского райсовета, также названной в честь Кирова. Скульптор Н. В. Томский начал работу над бюстом Кирову ещё при его жизни. Он продолжал свою работу и после смерти Кирова, сделав более десяти его вариантов.
В работе над памятником Томскому помогали рабочие бывшей Нарвской заставы, хорошо знавшие Кирова. Помимо Томского, работой над памятником занимались также скульпторы В. В. Исаева, Р. К. Таурит и архитектор Н. А. Троцкий. Отливкой скульптуры и барельефов для постамента занимался завод "Монументскульптура". Постамент был выполнен трестом "Мрамор-гранит". Торжественное открытие памятника состоялось 6 декабря 1938 года. Киров изображён идущим твёрдой уверенной походкой. На нём фуражка, гимнастёрка и пальто. В левой руке у него газета, а правой он делает широкий жест, словно указывая на преобразованный район.
Рядом находится здание администрации Кировского района. Возведено оно архитектором Н. А. Троцким в 1930-1935 годах в стиле конструктивизма. Здание вместило в себя районные органы власти, культурные учреждения, банк, почту и зал для собраний. Разнообразие функций продиктовало асимметричную структуру. Наверху здания можно увидеть элементы советской символики.
Наконец, после долгой ходьбы, я добрался до Нарвских Триумфальных ворот. Это памятник архитектуры в стиле ампир поставлен в память о героях Отечественной войны 1812 года. Арка построена в 1827-1834 годах архитектором Василием Стасовым, скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским. Высота её более 30 м, ширина - 28 м, ширина пролёта более 8 м, высота пролёта - 15 м.
Колесница в группе Славы, фигуры воинов и шести коней выполнены скульптором П. К. Клодтом. Это его первая серьёзная работа.
Ворота создавали из кирпичной кладки, обшиваемой медными листами. В 1888 году в помещении ворот поместили часть архива городской Думы.
28 февраля 1917 года памятник был подожжён толпою рабочих и солдат. Архив сгорел, также были повреждены бронзовые украшения. Искусствоведы отмечают, что скульптура Нарвских ворот отличается строгостью и простотой, она лишена аллегорической усложнённости образов, столь характерной для монументально-декоративных произведений этого времени.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ворота сильно пострадали от артобстрелов и бомбёжек (более двух тысяч пробоин, отбитые части декора, разрушен карниз). После войны ворота реставрировались трижды: 1949-1952 (архитектор И. А. Бенуа), 1978-1980, 2002-2003. В помещениях ворот, куда ведут две винтовые лестницы, сегодня работает Музей воинской славы. Здесь раз в три месяца меняются выставки. Из постоянного тут старые фото из истории ворот и копии знамен времен 1812 года. Также на арке имеются надписи о местах решающих сражений, о воинских соединениях.
Рядом находится здание станции метро "Нарвская". Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена. Названа она по расположению - вблизи бывшей Нарвской заставы. Наземный павильон станции выполнен по проекту архитекторов А. В. Васильева, Д. С. Гольдгора, С. Б. Сперанского, инженера О. В. Ивановой.
Я притомился от длительной ходьбы, поэтому воспользовался метро, чтобы добраться до своей гостиницы. Если вам понравилась моя публикация, ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим друзьям и знакомым.