Найти тему

Санкт-Петербург. май 2015 (часть 15 - Прогулки по городу. Продолжение. Нарвский район. Проспект Стачек).

Памятник С.М.Кирову.
Памятник С.М.Кирову.

В этой поездке в Санкт-Петербург я решил отклониться от популярных туристических маршрутов и отправился в район, где находится Кировский машиностроительный завод. Так как он находился не близко от нашей гостиницы, то я отправился туда на метро до станции "Кировский завод". Станция названа по расположению - вблизи проходной Кировского завода. Здание станции - в классическом стиле, похоже на древнегреческий храм. Прямоугольник здания образуют 44 дорические колонны с каннелюрами и широкой гранитной лестницей. Изначально на месте здания станции располагалась усадьба князя Голицына.

Павильон станции метро "Кировский завод".
Павильон станции метро "Кировский завод".
-3

Но вернёмся к Кировскому заводу. Его история началась в 1789 году в Кронштадте. В 1801 году из-за угрозы войны с Англией завод перебазировали в Петербург. 3 апреля (22 марта по старому стилю) 1801 года на новой площадке отлили первое пушечное ядро, эта дата считается днем рождения завода, в дальнейшем выполнявшего заказы по изготовлению артиллерийских боеприпасов. Предприятие стало называться Санкт-Петербургским казенным чугунолитейным заводом. Из этого производства вырос будущий промышленный гигант - Путиловский завод.

Кировский (Путиловский) завод.
Кировский (Путиловский) завод.

С 1812 года завод начал изготавливать паровые машины. Здесь же были произведены крепления и балки для шпиля Петропавловской крепости, части железнодорожных мостов через Обводный канал и реку Славянку. Специалисты предприятия освоили художественное литье. На их счету - детали для Нарвских триумфальных ворот, скульптуры и декор для Львиного и Банковского мостов. В 1824 году завод был практически разрушен беспрецедентным в истории Петербурга наводнением. Следующие сорок лет стали для предприятия периодом борьбы за выживание.

Кировский (Путиловский) завод.
Кировский (Путиловский) завод.

В состоянии полной разрухи в 1868 году предприятие досталось известному российскому инженеру и предпринимателю Николаю Путилову. За 12 лет ведения дел Путиловым на предприятии значительно увеличился объем выпускаемой продукции и расширился ассортимент, здесь начали выплавлять качественную сталь и строить железнодорожные вагоны. К концу XIX века Путиловский завод превратился в крупнейшее металлургическое и машиностроительное предприятие России, насчитывавшее 12 тысяч работников.

Центральная проходная Кировского (Путиловского) завода.
Центральная проходная Кировского (Путиловского) завода.

Путиловцы активно участвовали в рабочем движении начала XX века, играли важную роль в революционной борьбе и событиях 1905-1907 и 1917 годов. На фронтах Гражданской войны в рядах Красной армии сражались более 10 тысяч рабочих предприятия. В советский период завод производил технику и промышленное оборудование, не имевшие аналогов в мире. В 1934 году после убийства первого секретаря Ленинградского обкома ВКП (б) Сергея Кирова предприятие было переименовано в Кировский завод.

Кировский завод в 1937-1940 годы. Фото из интернета.
Кировский завод в 1937-1940 годы. Фото из интернета.

Осенью 1941 года большая часть оборудования и около 15 тысяч кировцев с семьями были эвакуированы на Урал, где совместно с другими подобными предприятиями стали выпускать танки и самоходные артиллерийские установки. С конца 1939 года по май 1945 года завод произвел более 18 тысяч тяжелых танков и САУ (около 20% от общего количества).

Фото-слайд из интернета.
Фото-слайд из интернета.

В послевоенные годы Кировский завод возобновил производство техники для сельского хозяйства. В 1962 года с конвейера сошел первый трактор "Кировец". Модель К-700 стала визитной карточкой предприятия. В 1976 году на вооружение Советской армии был принят основной боевой танк Т-80, созданный в специальном конструкторском бюро транспортного машиностроения при Кировском заводе. Можно долго рассказывать об этом предприятии и о его заслугах. Скажу только, что на сегодняшний день производственные объекты группы компаний "Кировский завод" занимают 400 гектаров земли в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и на юге России. Предприятие располагает разветвленной сетью подъездных путей и имеет выход к Финскому заливу (береговая линия - около двух километров). Численность работников - семь тысяч человек. Продукция экспортируется в 40 стран мира.

Фото из интернета.
Фото из интернета.

От Кировского завода по Проспекту Стачек я двинулся в сторону Нарвских Триумфальных ворот. Вскоре я достиг Сад 9 января, который был огорожен красивой оградой. Она раньше ограничивала собственный сад Его Величества около Зимнего Дворца. В 1897 году Николай II одобрил проект ограды, выполненной архитектором Р.Ф.Мельцером. Решетка  в стиле модерн с листьями аканта, императорскими вензелями и государственным гербом Российской империи была выкована в 1899 году.

Фрагмент ограды у Сада 9 января.
Фрагмент ограды у Сада 9 января.

Простояла ограда  у Зимнего Дворца около 20 лет. После революции сад был почти уничтожен, ограда частично снесена.  В 1920 году состоялся первый социалистический субботник, на котором ограду окончательно разобрали и в изуродованном виде, с выломанными орлами и монограммами - символами самодержавия, она четыре года валялась на набережной.

Первый социалистический субботник 1920 года в Петрограде. Фото из интернета.
Первый социалистический субботник 1920 года в Петрограде. Фото из интернета.

Остатки ограды, чудом сохранившиеся восемь звеньев решетки решили установить на проспекте Стачек для ограждения Сада памяти жертв 9 января 1905 года. Этот сад был заложен именно на том месте, где собирались рабочие Нарвской Заставы перед тем, как идти с петицией к царю. Заложен Сад был во время социалистического субботника 1 мая 1920 года. Эти звенья были установлены в 1925 году.  Но основания под них были сделаны  гораздо ниже тех, что были около Дворца и вид ограды стал менее величественен.

Сад памяти жертв 9 января 1905 года на Проспекте Стачек.. Фото 1930 года из интернета.
Сад памяти жертв 9 января 1905 года на Проспекте Стачек.. Фото 1930 года из интернета.

В 1954 году его переименовали в Детский Сад имени 9 января. Постепенно стали отливать недостающие фрагменты ограды. На моих фото ниже представлены элементы этого красивого ограждения, часть которого является исторической.

-13
-14
-15

Пройдя Сад 9 января. я вышел к Кировскому скверу, где установлен памятник советскому государственному и партийному деятелю С.М.Кирову. 1 декабря 1934 года в Ленинграде был убит Первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) С. М. Киров. Уже в следующем году Ленгорисполком объявил конкурс проектов памятника Кирову, который предполагалось установить на площади перед зданием Кировского райсовета, также названной в честь Кирова. Скульптор Н. В. Томский начал работу над бюстом Кирову ещё при его жизни. Он продолжал свою работу и после смерти Кирова, сделав более десяти его вариантов.

Памятник С.М.Кирову.
Памятник С.М.Кирову.

В работе над памятником Томскому помогали рабочие бывшей Нарвской заставы, хорошо знавшие Кирова. Помимо Томского, работой над памятником занимались также скульпторы В. В. Исаева, Р. К. Таурит и архитектор Н. А. Троцкий. Отливкой скульптуры и барельефов для постамента занимался завод "Монументскульптура". Постамент был выполнен трестом "Мрамор-гранит". Торжественное открытие памятника состоялось 6 декабря 1938 года. Киров изображён идущим твёрдой уверенной походкой. На нём фуражка, гимнастёрка и пальто. В левой руке у него газета, а правой он делает широкий жест, словно указывая на преобразованный район.

Памятник С.М.Кирову.
Памятник С.М.Кирову.

Рядом находится здание администрации Кировского района. Возведено оно архитектором Н. А. Троцким в 1930-1935 годах в стиле конструктивизма. Здание вместило в себя районные органы власти, культурные учреждения, банк, почту и зал для собраний. Разнообразие функций продиктовало асимметричную структуру. Наверху здания можно увидеть элементы советской символики.

Здание администрации Кировского района Санкт-Петербурга. Фото из интернета.
Здание администрации Кировского района Санкт-Петербурга. Фото из интернета.
-19
-20
-21

Наконец, после долгой ходьбы, я добрался до Нарвских Триумфальных ворот. Это памятник архитектуры в стиле ампир поставлен в память о героях Отечественной войны 1812 года. Арка построена в 1827-1834 годах архитектором Василием Стасовым, скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским. Высота её более 30 м, ширина - 28 м, ширина пролёта более 8 м, высота пролёта - 15 м.

Нарвская Триумфальная арка.
Нарвская Триумфальная арка.

Колесница в группе Славы, фигуры воинов и шести коней выполнены скульптором П. К. Клодтом. Это его первая серьёзная работа.

-23

Ворота создавали из кирпичной кладки, обшиваемой медными листами. В 1888 году в помещении ворот поместили часть архива городской Думы.
28 февраля 1917 года памятник был подожжён толпою рабочих и солдат. Архив сгорел, также были повреждены бронзовые украшения. Искусствоведы отмечают, что скульптура Нарвских ворот отличается строгостью и простотой, она лишена аллегорической усложнённости образов, столь характерной для монументально-декоративных произведений этого времени.

-24
-25
-26

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ворота сильно пострадали от артобстрелов и бомбёжек (более двух тысяч пробоин, отбитые части декора, разрушен карниз). После войны ворота реставрировались трижды: 1949-1952 (архитектор И. А. Бенуа), 1978-1980, 2002-2003. В помещениях ворот, куда ведут две винтовые лестницы, сегодня работает Музей воинской славы. Здесь раз в три месяца меняются выставки. Из постоянного тут старые фото из истории ворот и копии знамен времен 1812 года. Также на арке имеются надписи о местах решающих сражений, о воинских соединениях.

-27
-28
-29
-30
-31
-32

Рядом находится здание станции метро "Нарвская". Станция открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена. Названа она по расположению - вблизи бывшей Нарвской заставы. Наземный павильон станции выполнен по проекту архитекторов А. В. Васильева, Д. С. Гольдгора, С. Б. Сперанского, инженера О. В. Ивановой.

Павильон станции метро "Нарвская".
Павильон станции метро "Нарвская".

Я притомился от длительной ходьбы, поэтому воспользовался метро, чтобы добраться до своей гостиницы. Если вам понравилась моя публикация, ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим друзьям и знакомым.