Более 1000 лет прошло с момента т.н. призвания варягов, а споры о нем не утихают до сих пор. У этой теории есть как свои горячие сторонники, так и не менее упорные противники. Почему же несколько строчек из летописи Нестора вызывают споры уже более 250 лет? Почему некоторые ученые и исследователи категорически не принимают варяжскую версию? И является ли это историческое явление стыдным для нас? Предлагаю рассмотреть эти вопросы кратко в данной статье.
О чем говорят летописи
Что говорит о варягах главный источник по истории Руси - "Повесть временных лет?" В летописи сказано: "Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку – до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу – до земли Английской и Волошской. Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманны, готы, русь, англы, галичане, волохи, римляне, немцы, корлязи, венецианцы, фряги и прочие, – они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем Хамовым". Очевидно, что здесь под варягами летописец, с одной стороны, подразумевает не относящееся к восточным славянам население Западной и Восточной Европы. С другой стороны, варяги здесь - это один из европейских народов, или группа таких народов.
Далее, в записи за год 6370 (862) Нестор конкретизирует, к каким же народам относятся варяги: "И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти". Таким образом, можно сделать вывод, что варяги - это германские народы, проживающих на севере Европы, а русь - это один из них.
С какими же из германских народов прежде всего контактировали славяне? Безусловно, со скандинавами. Мы знаем, что на пути "из варяг в греки" скандинавы основывали городки, расположенные в наиболее подходящих с военной и торговой точки зрения местах. Кроме того, они вселялись в славянские городища VII-VIII веков. Известны также и объединенные славянско-норманнские дружины, которые отправлялись в качестве наемников на службу к византийским императорам.
О чем говорит археология?
О присутствии скандинавов в Древней Руси можно судить по материалам могильников. По данным советских историков и археологов Л.С.Клейна, Г.С.Лебедева и В.А.Назаренко, на тех участках Волжского и Днепровского торговых путей, где в IX веке мы находим отдельные норманнские погребения, в X веке варяги составляли не менее 13% населения отдельных местностей; при этом в Ярославском Поволжье численность варягов была равна, если не превышала численность славян. При этом преобладание славян, например, в дружинных погребениях связано с тем, что славянские дружины включали в себя и быстро ассимилировали варяжские отряды, присваивая при этом определенные элементы скандинавской культуры.
Также необходимо отметить, что в таких археологических комплексах, как Гнездово и Ярославское Поволжье, выделяются серии погребений, принадлежащих не только дружинникам, но и рядовым выходцам из Скандинавии.
В качестве примера норманно-славянских поселений можно указать и город Старую Ладогу, куда, согласно летописи, был в 862 г. призван на княжение легендарный Рюрик. Раскопки археологов говорят о том, что уже в середине VIII века на Земляном городище Ладоги проживало норманнское и славянское население. Интересно, что здесь, в 1950 г. в одном из горизонтов был найден деревянный стержень со скандинавской рунической надписью. Также учеными были обнаружены 7 кладов, содержавшие 467 серебряных арабских монет.
Как же развивались события согласно летописи?
Предоставим слово историкам. В изложении В.О. Ключевского сказание о призвании варягов выглядит так: "По этому сказанию, ещё до Рюрика варяги как-то водворились среди новгородцев и соседних с ними племён славянских и финских, кривичей, чуди, мери, веси, и брали с них дань. Потом данники отказались её платить и прогнали варягов назад за море. Оставшись без пришлых властителей, туземцы перессорились между собою; не было между ними правды, один род восстал на другой и пошли между ними усобицы. Утомлённые этими ссорами, туземцы собрались и сказали: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил нас по праву». Порешив так, они отправили послов за море к знакомым варягам, к Руси, приглашая желающих из них прийти владеть пространной и обильной, но лишённой наряда землёй. Три родных брата откликнулись на зов и пришли «с роды своими», т. е. с дружинами земляков". Косвенно некоторые из этих событий могут подтверждаться и археологическими данными. Так, в Старой Ладоге около 860 г. археологи зафиксировали следы тотального пожара, который, возможно, оказался связан со славяно-норманнским конфликтом, предшествовавшим призванию князей. Одновременно, по наблюдениям нумизматов, примерно на десятилетие прерывается поступление серебра в Швецию и на Готланд.
Кого нам понимать под словом "русь"?
Как мы с вами помним, с целью прекращения распрей славяне и финны "пошли за море, к варягам, к руси". Что же такое "русь"? Современные исследователи, в том числе лингвист С.Л.Николаев, полагают, что этим словом псковские кривичи и ильменские словены первоначально называли представителей этноплеменного образования в шведском Рудене, с которым у местных славян и финских племён (чуди, веси) имелись устойчивые торговые связи.
Руден (или Руслаген) - это название прибрежных районов провинции Уппланд в Швеции, а также северной части Стокгольмского архипелага. Исторически же так назывались все прибрежные области Балтийского моря, включая восточные берега озера Меларен.
Другая же точка зрения на название "русь" состоит в том, что под этим словом понималась полиэтничная, первоначально преимущественно скандинавская в своей основе, социальная группа. Это название происходит от скандинавского обозначения участников похода на гребных судах, команды гребцов, отряда, прокладывающего путь по рекам. Именно эта военизированная среда стала основным двигателем процесса строительства государства и распространения княжеской власти.
Постепенно название "русь" перенеслось на славянское население Восточно-Европейской равнины, а впоследствии - и на название государства. Историк XIX века Н.А.Полевой писал: "При каждом сборе на войну в Скандинавии, когда набеги скандинавов были уже правильной системой тамошних князей и вождей, на живущих внутри земли налагалась обязанность поставлять пеших воинов, а на живущих по берегам моря гребцов и воинов в лодках: последние именовались руси и роси. Оттого весь Упландский берег, где было одно из главных морских становищ, получил название Рослагена (места сборища руссов). Везде, куда приходили и где селились скандинавы, доныне сохранились имена россов и руссов, то есть места, где существовали древние притоны морских ополчений скандинавов. Финны, на которых скандинавские руссы делали набеги, доныне называют шведов россами. Именем россов и руссов называли их и славянские поколения, как таким именем, которым сами себя называли пришельцы, которое ставили они себе за честь, как имя означавшее их звание: морские воины. Оно, казавшееся именем народа чужеземцу, было именем Рюриковых дружин и осталось именем всех потомков их". Не забудем и замечание Нестора-летописца: "И от тех варягов прозвалась Русская земля".
В этой связи также интересны и сведения "Повести временных лет" о походах Аскольда и Дира. Нестор пишет, что "в год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом". В данном отрывке имеется в виду упомянутый ниже в этом же источнике поход киевских князей и бывших дружинников Рюрика Аскольда и Дира на греков в 866 г. Таким образом, в Византии уже воспринимали русов не как представителей полиэтничных грабительских отрядов, а как жителей Русской Земли.
За какое море славяне ходили "к варягам, к руси"?
Выше в нашей статье говорилось, что кривичи и ильменские словены первоначально называли "русью" представителей этноплеменного образования в шведском Рудене (Рослагене), под которым понимали либо побережье провинции Уппланд в Швеции и северную часть Стокгольмского архипелага, либо все прибрежные области Балтийского моря. В этой связи интересно было бы рассказать о связях древних славян с островом Готланд, находящийся примерно в центральной части Балтийского моря и принадлежащий Швеции.
В 2020 году немецкие ученые сделали одну удивительную находку. В курганах Гнёздова, о котором мы уже писали выше, были обнаружены два мужских черепа со следами специфической модификации зубов, характерной для населения острова Готланд. Исследователи по-разному интерпретируют такие "украшения" на зубах. Например, люди, делавшие такие пропилы, могли принадлежать к воинской элите. Или же, наоборот, таким образом клеймили преступников. Или же таким образом торговцы маркировали участников закрытых торговых групп, которым могли полагаться определенные коммерческие привилегии.
А, к примеру, о масштабах походов варягов по Волге свидетельствует большое число арабских монет, найденных в Скандинавии. Всего найдено свыше 85 тысяч арабских монет, датированных 800-1015 гг. Большую часть их нашли в Швеции, на острове Готланд.
Впрочем, говорить о точной локализации места, куда славяне и финны направили посольство, говорить на данный момент нельзя. Древнерусское выражение "за море" можно понимать не только в прямом, но и в переносном смысле - "за границу, в чужие края".
Княжение Рюрика - первого варяжского князя
В данной статье мы не будем подробно касаться изучения личности Рюрика и изложим основные факты в соответствии с норманнской теорией. Более подробно о нем можно узнать в роликах, опубликованных на нашем канале.
Итак, в 862 г. на Русь были призваны в качестве правителей три брата - Рюрик, Синеус и Трувор. Их роль сводилась не только к тому, чтобы прекратить межплеменные распри, но и для того, чтобы защитить местное население и охранять границы. Согласно преданию, появившись на Руси, они начали "города строить и воевать всюду". При этом они достаточно осторожно отнеслись к своему пребыванию в новой для них местности. Историк В.О. Ключевский пишет: "Рюрик не прямо уселся в Новгороде, но сперва предпочел остановиться вдали от него, при самом входе в страну, в городе Ладоге, как будто с расчётом быть поближе к родине, куда можно было бы укрыться в случае нужды. В Ладоге же он поспешил «срубить город», построить крепость тоже на всякий случай, для защиты туземцев от земляков-пиратов или же для своей защиты от самих туземцев, если бы не удалось с ними поладить".
По всей видимости, приглашенные варяги получали от новгородцев за свои услуги приличное содержание ("корм"). Однако, как это потом и повторялось в истории Древней Руси, Рюрику и прочим варягам захотелось свой корм приумножить традиционным для себя способом. В летописи записано, что через два года по призвании новгородцы «оскорбились, говоря: быть нам рабами и много зла потерпеть от Рюрика и земляков его». Некий житель Новгорода Вадим поднял мятеж, впоследствии жестоко подавленный Рюриком. После этого часть новгородцев бежало на юг, в Киев, к Аскольду и Диру.
Впрочем, у историков существует на сей счет и другие версии. Так, Б.А. Рыбаков считал, что один из скандинавских набегов увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде; летописец же представил дело так, что новгородцы сами призвали варяжскую власть, чтобы править ими.
Вернемся же к Рюрику. Он оставался у власти до своей смерти где-то в 870-х годах. На смертном одре Рюрик завещал свое королевство Олегу, который принадлежал к его роду, и доверил в руки Олега своего сына Игоря, поскольку тот был очень молод. Олег перенес столицу в Киев (убив тогдашних правителей и захватив город) и основал государство Киевская Русь, которым правили преемники Рюрика (его сын Игорь и потомки Игоря). Государство просуществовало до монгольского нашествия в 1240 году.
Почему же норманнскую теорию не принимают?
С самого своего появления норманская теория подверглась научной критике. Это связано прежде всего с тем, что что у нас отсутствуют достоверные данные о событиях тех лет. Мы не можем со 100% уверенностью утверждать, был ли ли варяги скандинавами или, например, славянами. Существует целый набор регулярно пополняющихся фактов: документальных, археологических, лингвистических. Оперируя данными фактами каждый исследователь формирует свою собственную картину той эпохи, руководствуясь своими симпатиями или антипатиями, убеждениями и пристрастиями. Нередко в научные дискуссии вмешивалась и политика, искажая объективные выводы учёных.
Полемика о том, были ли варяги скандинавами или принадлежали к другим народам началась, во второй половине XVIII века. Сторонники норманнского происхождения варягов получили наименование норманистов, а их противники - антинорманистов. Среди первых норманистов были немецкие учёные - Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлёцер. Их оппонентами выступили М.В. Ломоносов и В.Н. Татищев. Ломоносов доказывал славянскую принадлежность народа русь (россы) через тождество их пруссам. Самих пруссов (балтские племена) он определял как славян. В.Н.Татищев придерживался сходных взглядов. Так, Рюрика по семейному происхождению он считал внуком новгородского старейшины Гостомысла, а по национальной принадлежности - балтийским славянином.
Позже, по мере развития науки и накопления фактического материала, выдвигались и другие аргументы. Так, с точки зрения ряда исследователей (А.А.Шахматов, Б.А.Рыбаков, Д.С.Лихачев и др.) сказание о призвании варягов носит легендарный характер и является позднейшей вставкой в летопись. Например, академик Д.С. Лихачёв считал, что рассказ о призвании варягов является легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Древнерусского государства от византийского влияния. По мнению учёного, это предание, как и в случае с призванием саксов в Британию , отразило средневековую традицию искать корни правящих династий в древних иноземных правителях, что должно повышать авторитет династии среди местных подданных.
Тем не менее норманнская теория является на сегодняшний день одной из наиболее аргументированных с точки зрения истории, археологии и лингвистики. Она с одной стороны, не приукрашивает нашу историю, а с другой - и не унижает её. Ведь новгородские славяне и финны призвали представителей народов, с которыми они бок о бок существовали уже более 100 лет, наладили торговые и культурные связи.
Необходимо отметить также, что варяги не пришли как некие "цивилизаторы", просветившие сидевших в болотах "дикарей". У славян на тот момент были зачатки государственности, развитые города, торговля, культура. Просто скандинавы влились в славянский мир и стали его органичной частью. Они как бы придали существовавшей тогда системе необходимый пассионарный импульс, вошли в состав элиты, остановили межплеменные розни и продолжили процесс государственного строительства. А впоследствии и вовсе ассимилировались славянами - внук Рюрика князь Святослав уже носил славянское имя.
Тем более, как мы уже говорили, русские дружины были полиэтничны по составу: помимо скандинавов туда входили не только славяне и представители финно-угорских народов, но также и кочевники с юга тюркского происхождения. Таким образом, процесс формирования Киевской Руси проходил при столкновении и взаимодействии представителей разных племен и народов. И стыдиться этого не нужно!
Список литературы:
https://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopisets/povest-vremennyh-let/ (Повесть временных лет)
https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuchevskij/kurs-russkoj-istorii/ (В.О.Ключевский. Курс русской истории)
https://iknigi.net/avtor-nikolay-polevoy/128367-istoriya-russkogo-naroda-nikolay-polevoy/read/page-1.html (Н.А.Полевой. История русского народа)
http://smolnews.ru
А. С. Щавелев, А.А. Фетисов. Викинги. Между Скандинавией и Русью - М., "Вече", 2017 г.
А.Б. Широкорад. Русские и украинцы. Братья по вере и крови. - М., "Вече", 2016 г.
Д.Н. Верхотуров. Три века спора о варягах. Летопись и варяги. - М., "Вече", 2020 г.
Славяне и скандинавы. - М.: Прогресс, 1986 г.
Материалы Википедии