Найти тему
Росатом Дзен

«Страна Росатом»: «Аннушка», «Руслан» и «Людмила». «Маяк» отмечает 75-летие

19 июня 1948 года первый в СССР уран-графитовый промышленный реактор «А», ласково прозванный учеными «Аннушкой», был выведен на проектную мощность. С этой датой связано начало производственной деятельности «Маяка». Именно озерское предприятие обеспечило СССР первым ядерным оружием, а впоследствии стало местом разработки и внедрения множества технологий по хранению и переработке ОЯТ и плутония. Как это было, вы узнаете из нашей хроники.

1 декабря 1945 года
Старт строительства «Маяка»

Первые 120 т советского урана были трофейными — вывезенными из побежденной Германии. Чтобы создать первую атомную бомбу, предстояло наработать из него плутоний. Для этого надо было построить промышленный реактор. Но строился не только он. Его дополняли два завода: радиохимический — для извлечения плутония из облученного урана — и завод по производству деталей для атомной бомбы. «Маяк» сооружали небывалыми темпами, на пике работ его строили 52 тыс. человек. Для строительства было смонтировано: 5 тыс. т металлоконструкций и оборудования, 230 км трубопроводов разного диаметра, 165 км электрического кабеля, 5745 единиц запорно-регулирующей арматуры, 3800 приборов.

19 июня 1948 года
Уран-графитовый промышленный реактор «А» выведен на проектную мощность

Началась наработка плутония. В первые месяцы работы ученые и персонал, обслуживающий реактор, серьезно рисковали. Еще после пуска Курчатов оставил в журнале запись: «Начальникам смен! Предупреждаю, что в случае останова воды будет взрыв. Поэтому ни при каких обстоятельствах не допускается прекращение подачи воды». «Аннушка» нарабатывала 100 г плутония в сутки. Для бомбы требовалось 8 кг. Получить нужное количество удалось в середине 1949 года.

22 декабря 1948 года
Введен в эксплуатацию радиохимический завод «Б»

Сюда передавали облученный материал с завода «А». Наработанный в реакторе плутоний отделяли от урана и продуктов деления и получали концентрат плутония. «В ходе эксплуатации выяснилось, что завод, спроектированный по принципам общей химической технологии, не отвечает требованиям радиационной безопасности, имеет ряд конструкционных недоработок», — вспоминал Михаил Гладышев, главный инженер завода, а впоследствии его директор. На этой же промышленной площадке построили новый завод, спроектированный с учетом ошибок. Так появились два завода — 25 и 35. В 1971 году их объединили.

Полный материал читайте в отраслевые газете «Страна Росатом». https://clck.ru/34kzcm

Наука
7 млн интересуются