Найти в Дзене

Стоит ли давать ребёнку деньги за хорошие оценки?

Оглавление

Вероятно, вам встречались такие заявления родителей: «Я хожу на работу, мне за это платят, а ребёнок ходит в школу, значит, ему можно платить за хорошие оценки и так поддерживать его мотивацию». Другие же родители спорят, говоря, что учёба не работа и мотивация должна быть внутренней, взрослые должны поддерживать стремление к получению знаний, а не давать внешние стимулы. Кто же из них прав и насколько корректно платить детям за хорошие оценки?

За оценки платить нельзя

Среди психологов есть мнение, что за оценки нельзя платить ни при каких обстоятельствах, потому что это убивает мотивацию к учёбе. Ребёнок оценивает только финансовую сторону вопроса и не стремится получать знания. Хотя на самом деле цель обучения в школе — именно знания, которые пригодятся в будущей жизни, помогут поступить в институт и найти хорошую, высокооплачиваемую, перспективную работу. Таким образом, оплачивая пятёрки, родители стирают истинную ценность образования.

-2

Мотивацию же к учёбе и получению знаний родители должны задавать похвалой, эмоциями, вовлечённостью в дела ребёнка, вниманием.

Да, родитель потратит меньше сил, если заплатит за пятёрку 100 рублей. Но гораздо перспективнее разговаривать с ребёнком, интересоваться, что нового он узнал, что его впечатлило, просить поделиться знаниями, научить.

Как считают специалисты, акцентировать внимание на оценках вообще не стоит. Надо во главу угла ставить знания. Пусть ребёнок получил тройку, но если он окрылён тем, что справился со сложной задачей, впечатлён новой информацией, порадуйтесь вместе с ним, поддержите интерес именно к процессу обучения, а не результат.

К тому же родители могут попасть в собственную ловушку. Однажды ребёнок столкнётся со сложностями, устанет или ему надоест. Он вам скажет, что деньги ему не нужны, поэтому и стараться он больше не хочет. Родителям сложно будет возразить и как-то изменить мотивацию.

Ещё одна проблема — инфляция. Самые предприимчивые и бойкие со временем могут заявить, что родители им недоплачивают, и вместо 100 рублей будут требовать 200, шантажируя двойками и плохим поведением. Если другие методы мотивации не задействованы, то вы становитесь зависимыми и управляемыми.

За оценки платить можно

Не станем зацикливаться на одном мнении. Есть и те, кто считают, что платить за оценки можно, но надо это делать с умом.

Так, доцент Университета Кэйо Макико Накамуро в книге «Как сделать, чтобы ребёнок учился с удовольствием?» делится советами, как поддерживать интерес к обучению деньгами.

-3

Придерживайтесь конкретного плана действий

Заранее обговорите правила, потому что абстрактные договорённости родитель и ребёнок могут понимать по-разному. Например, вы обещаете за пятёрки в четверти новый телефон. Сразу уточните, сколько должно быть пятёрок, по каким предметам, допустимы ли тройки. В противном случае ребёнок начнёт спорить, что у него есть пятёрка по физкультуре и этого достаточно, ведь иных договорённостей не было.

Используйте правильные единицы измерения

Необязательно мотивацией должны быть деньги. Например, для дошкольников и младших школьников это могут быть какие-то вещи: игрушки, коллекционные предметы и даже особенно любимые книжки. Для подростков важнее деньги.

Награждайте за успехи в настоящем

Ребёнок предпочитает получить меньшее вознаграждение, но сейчас, чем большее и когда-то потом. Мотивация в духе «вырастешь, пойдёшь на работу и будешь хорошо зарабатывать, но только если станешь отличником» работает плохо, потому что сильно удалена во времени и абстрактна. Если вы решили платить за учёбу, то делайте это за реальные успехи в настоящем времени.

Что в итоге, платить за оценки или не платить?

Родители знают своего ребёнка и понимают, что для него лучше. Например, если внутренней мотивации к знаниям совсем нет и деньги — единственный стимул и движущая сила, то лучше не стоит, потому что система быстро рухнет.

Если же вы чувствуете, что ребёнок тянется к знаниям и понимает значимость обучения, а в себе видите силы правильно выстроить систему вознаграждений и обрисовать чёткие правила, то пробуйте.