"Все в мире любят и ценят своё - и только мы обезьянничаем чужое", - тема, не то что постоянно всплывающая, а постоянная. Беспроигрышная какая-то.
Но ведь о причинах этой странной "нелюбви" ещё Пушкин высказался!
"Сокровища родного слова, / Заметят важные умы,
Для лепетания чужого / Преступно пренебрегли мы".
И далее - несколько строф о том, что "мы" (дворяне, конечно) знакомились с поэзией, и вообще с литературой, и с историей, и с философией именно на "чужом лепетании", по-французски. Пожалуй, и рады бы по-русски, но... у нас всего этого просто нет!
Конечно, в литературе картина с тех пор очень изменилась, но современных критиков заботят не столько заёмные идеи, сколько заёмные моды. Это же так женственно: сарафан, кичка, понёва... Это же так противоестественно - штаны на женщине! Они же мешают ей питаться производительной энергией матери - земли! И сигналов космоса стрижеными волосами не поймаешь...
Не придумала - мне такого не выдумать. Это всё с Бескрайних Просторов.
В живописи, на сцене, в фольклорном ансамбле - красиво. Но в вагоне метро? В турпоходе? За рулём? Да даже просто на любой работе?
Неуместная красота непременно обернётся своей противоположностью. И "весь мир" это отлично понимает, и народную одежду давно уже никто не превращает в повседневную. Разве что те, чья работа - развлекать туристов.
- Ну хорошо, - не унимается ревнитель всего исконного, - а музыка? Песни?!
Собственно о музыке не скажу ни слова, поскольку ничего в ней не понимаю. Увы, музыка без слов для меня смысла не имеет. А вот о словах поговорить можно и нужно.
Открываем любой сборник народных песен. Не романсов на стихи поэтов, известных и не очень известных, а именно "исконных". Попробуем спеть?
Вот "Игровые и хороводные песни Сибири". Половину пора переводить с русского на русский, другую половину не знаешь, на какой мотив положить, хотя тексты есть и очень даже забавные:
"Моя песня кругла - кругла, / Мати - шельма, дочь - друга,
Батька - вор-коновод, / Сын по улице идёт,
Сын по улице проходит, / По копеечке находит.
Найдём - пропьём, / Чтобы наша слава Даром не пропала,
Чтоб на наших молодцов / Короста напала,
Ни велика, ни мала, / Как на дубе кора!"...
Здесь хоть какое - то пересечение с нашей реальностью - "найдём - пропьём", а петь про трепание "ленка" или про "свекровушек - золовушек", - это уж точно только со сцены по праздникам.
Хотя - пели ещё на памяти наших родителей. Мама пыталась вспомнить, что в её детстве пели на посиделках в сибирских деревнях (Парабели, Пудино, Колпашево) в тридцатые годы. Получалась какая-то россыпь бытовых зарисовок с постоянной героиней:
Интитюриха пирог пекла, / Угорела - под порог легла,
А как за речкой баня топится - Интитюриха торопится!
Интитюриха коров пасёт... А коровы - то бодаются, / Интитюриха ругается!
А вот эпизод, который мог бы стать рекламой фитнесс - клуба!
"Интитюриха на высоких каблуках / Много сала накопила на боках,
Надо сало-то повытопити, / Надо сало-то повытрясети!
Интитюриха корову продала, / На те деньги балалайку завела,
Завела себе и Коленьку, / Посадила его в горенку.
Балалаечка поигрывает - Интитюриха поплясывает!
И я подозревала, что это фрагменты какого - то эпического полотна. Но у кого найдёшь полный текст, кого спросишь? Что-то прояснилось лишь благодаря Интернету Всеведущему.
Это уральская плясовая, впервые записанная в конце 18 века. В записанной версии героиня - Синтетюриха! И она, похоже, родная сестра Мужика Камаринского: никакого канонического варианта этой песни нет.
Похоже, каждый исполнитель рифмовал по паре строчек о всё новых приключениях неунывающей Синтетюрихи - и получилось то, что получилось: народные коллективы выбирают и кое-как связывают в песню те фрагменты, которые больше нравятся.
К какому выводу придём? Не исключено, что в порядке патриотического воспитания нам будет приказано петь "исконное", носить исконное, но не будет ли это самоизоляцией в резервации?
А обвинять нас в том, что "не любим", смешно. Если речь идёт, например, об ансамбле "Берёзка" - любуемся и гордимся. Прекрасно отдавая себе отчёт в том, что это - искусство, а вовсе не воспроизведение старины.
А воспроизводить старину кустарно, в меру своих средних способностей? Попытаться вернуться в детство? Зачем?
Ведь и кукол, и плюшевых зайчиков-мишек мы любим, но надеюсь, никто не упрекнёт нас в том, что не играем с ними? Изменили идеалам своего чистого-безгрешного детства?