Хочется немного ознакомить читающую публику с одним интереснейшим персонажем. Тем более что он, практически мой географический сосед. Речь пойдёт о Мценском воеводе первой половины XV века, Григории Протасьевиче или Протасьеве. В то время фамилий, как таковых, не было. Так что это отчество-прозвище. Чем Григорий Протасьев так интересен? Ну, во-первых, личным знакомством с очень, как сейчас бы сказали, серьёзными людьми того исторического отрезка. Вот вам несколько имен. Василий I, сын Донского, "рекомендовал" Григория Витовту, своему тестю. А значит его знал. После смерти последнего, Григорий перешел, "по наследству" к Свидригайло, которого тоже должен был знать лично. Всё-таки он воевода и наместник города Мценска, а не рядовой дружинник. Затем, крымский эмир Айдар. Это тот, который бывшего хана Золотой Орды и будущего Казанского хана Улу-Мухаммеда из Крыма "попросил". Сам Улу-Мухаммед. Василий II Тёмный, Дмитрий Шемяка, Дмитрий Красный... пожалуй, достаточно. В общем.
А у Григория, как видим, нормальный был уровень.
А во-вторых, тем, что, то ли переметнулся на сторону Улу-Мухаммеда во время битвы под Белёвым, где случился страшный разгром московских войск, то ли стрелочником его сделали. В любом случае, его имя связано с этой самой битвой. А вот, что там такое произошло, любопытно покопаться.
Начать нужно с того, что воевода военным был успешным. В 1422-ом году хан, на то время, Золотой Орды, Барак Обама проходил по Верховским княжествам с визитом вежливости.
"Заглядывал" и в Одоев. Города взять не смог, но нахватал полону.
Так вот, Мценский воевода прибежал на помощь местному князю, Юрию Романовичу, и помог отбить многих пленных. Через пару лет, к Одоеву заявился ещё один царь, Куйдадат. И снова Григорий, в составе коалиции князей поучаствовал в принуждении к миру зарвавшегося чингизида. Эпизод интересен тем, что был убит некий Когча, татарский богатырь, великий телом и силой, а главное, были захвачены две жены Куйдадата. Одну отправили к Витовту, как организатору мероприятия, вторую Московскому князю, как участнику. Правда москвичи не успели к главному событию, но ведь могли. О дальнейшей судьбе цариц летописи целомудренно молчат.
В 1430-ом году Григорий Протасьев успешно оборонял Мценск от эмира Айдара. Осада длилась три недели, после чего эмир повел с Григорием переговоры, поклявшись не причинять тому вреда. Естественно, обманул и увёл пленника с собой в Орду.
А вот с этого момента, внимательно!
"Начальником" у эмира Айдара в это время был Улу-Мухаммед. Мценск, где воеводил Григорий, был под Литовским княжеством, которое у Улу-Мухаммеда числилось в союзниках. Айдар полез воевать Мценск по своей воле, за что Улу-Мухаммедом Айдар был "поруган и не похвален", а Григория с честью отпустил восвояси.
И вот, наступает 1437 год. Выгнанный из Крыма этим же эмиром Айдаром Улу-Мухаммед со своими людьми сидит под Белёвым, ожидая от своего улусника Василия Васильевича II, неких решений по поводу своей судьбы. Но Великий князь к бывшему царю относится без былого трепета и посылает двоюродных братцев, Шемяку и Красного, бывшего хана прогнать, а ещё лучше убить и всё отнять. Туда же прибывает и Григорий Протасьев. Там от Мценска до Белёва меньше 70-ти километров по прямой, что ж не прибыть. Про саму битву я писал вот тут. Особо повторяться смысла нет. Интереснее, что Григорий делает. Летописи пишут, сговаривается с Улу-Мухаммедом и сдаёт войско. Вследствие чего, разгром. Вот только наказывает его Великий князь Московский не сразу после сражения, а через пару лет. У меня вопрос, как Мценский воевода, имеющий не самый большой отряд, мог сдать всех? Неужели было достаточно покричать "бежим" и все сорвались?
Зачем? Что-то здесь не так.
А если предположить, что попытку примирить бывшего хана и князей, и не дать разгореться крупному сражению, раздули в дальнейшем до измены? Ведь такой попыткой Мценский воевода мог попытаться отблагодарить Улу-Мухаммеда за своё освобождение от эмира Айдара. А вот кто действительно мог подставить московское войско, так это Шемяка с брательником.
В 1431 году князь велики Василей Васильевич спершися о великомъ княженiи з дядею своимъ, папой Дмитрия Шемяки и Дмитрия Красного. Пришлось ехать к этому самому Улу-Мухаммеду, разбираться, кто Великим князем будет. Стал Василий Васильевич, к великой, думается, досаде этих самых, Шемяки и Красного.
Потому, вызывает вопросы поведение Юрьевичей после того, как московские воеводы Пётр Кузьминский и Семён Волынец, увлёкшись преследованием, ворвались в ледяную крепость Улу-Мухаммеда, где и погибли. А поведение было простым. Летопись пишет.
прочии вои от града возвратишася
Прочие, это отряды Шемяки и Красного и примкнувший к ним Шепилов. На следующий день, видя, что в русских войсках разброд и шатание, Улу-Мухаммед под прикрытием ложного посольства выводит часть своего войска в тыл княжеским дружинам. Ну и понеслась... Допущу, что между Григорием и Улу-Мухаммедом было и некое общение, пересылка людьми, в попытке как-то остановить сражение. Сначала, 3-4 декабря, Протасьев пытался найти пути к примирению, а потом Улу-Мухаммед, утром 5-го, предупредил о неожиданной атаке Мценского воеводу, что позволило Григорию уйти в Мценск. Напомню еще раз, Мценск в данный момент, входит в Литовское княжество. В следующем году "предателя" Григория Протасьева пригласили в Москву, куда он и переселился со множеством своих людей. А ещё через год к Москве подступил неугомонный Улу-Мухаммед (читай здесь) и Ермолинская летопись сообщает.
Того же лѣта князь великы Григорья Протасьевича поимавъ и очи вымалъ
(Могли и попросту убить, но в моду вошло ослепление, уж не потому ли Василия Тёмным прозвали, что "тёмными" делами занимался? И дело вовсе не в том, что он и сам получил око за око?)
Думается мне, бывший Мценский воевода и в этом случае попытался связаться с бывшим ханом. Но попытка эта спецслужбами того времени была пресечена, а там и докрутили назад до Белёвщины (та самая битва, в проигрыше в которой обвинили Григория) Очень удобно, не Шемяку же обвинять в самом деле. Он в это время делит с Василием Васильевичем II "первое-второе" место в государстве. Его не сильно-то обвинишь в чём-либо. Да и к Дмитрию Красному не подкопаться. Вот за "общительность" и пострадал Григорий Протасьев. Улу-Мухаммеда в этот раз отбили. А за прошлый позор должен кто-то ответить. Ответил бывший Мценский воевода, которого сделали предателем. И, кстати, уж не Красный ли Протасьева "прихватил"? Его же Василий Васильевич на Москву поставил, временным "мэром". Со всеми вытекающими властными полномочиями. Вот, Дмитрий Юрьевич и припомнил Григорию Протасьеву былые "заслуги", а летописцы в красках расписали, как там оно было на самом деле...
Ссылка на другие статьи в том же духе )))
Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться
Желающие могут посодействовать автору материально 😉