Найти тему
Цитадель адеквата

О физике Аристотеля, мировом эфире и научной парадигме

О том, что естественные науки, в том числе и физика, существовали ещё в античности, – задумываются редко. Но даже не слышав название «аристотелева физика» каждый кое-что о ней знает. Концепция первоэлементов – земли, воды, воздуха и огня (флогистона) – перекочевала из неё в астрологию, магию, а затем и в литературу. Также, к представлениям Аристотеля относится идея всепроникающего эфира, отвергнутая наукой только в начале прошлого века.

-2

...Красиво же получалось. Эфир – «квинтэссенция» – не только среда, но и первоэлемент. Сжимаясь, он распадается на четыре стихии. Что можно видеть при извержении вулканов, – ведь внутри Земля всё ещё твёрдый эфир. Сначала в небо бьёт струя дыма. Это выходит смешанный с флогистоном воздух, затемнённый частицами выносимого камня. Затем изливается камень, – жидкий, ибо смешанный с водой, и горячий, поскольку флогистона в нём ещё много. По мере выхода лёгких эссенций, камень застывает. Логично?

О логике речь пойдёт ниже, начать же надо с того, что концепция первоэлементов появляется в поздней античности. Сам Аристотель атомизм отрицал. Его физика предполагала существование единого, неразрывного континуума, сгущениями которого являлось всё вещество. Различий в свойствах материалов и само существование предметов она не объясняла.

-3

Базировалась же теория на следующих постулатах.

1. Первичными сущностями являются форма, материя, причина и цель. Предметы существуют потому что это нужно, – например, Луна для освещения земли ночью. Безличное, не сознательное, но разумное божественное начало упорядочивает материю.

2. Мир неизменен, – всегда был и всегда будет, – и конечен. Имеет размер. Притом, не находится «где-то». Вне мира нет ничего, – в том числе и пространства.

3. Всякое тело имеет свое естественное, определённое целесообразностью, место во вселенной. Которое и стремится занять. Если тело удалить с его естественного места, возникнет сила, стремящаяся его на место вернуть. Например, если камень поднять с земли, он обретёт вес.

4. Скорость, с которой не удерживаемое тело возвращается на естественное место, зависит только от плотности среды. Следовательно, пустоты нет, – иначе скорость небесных тел стала бы бесконечной. Так появляется «эфир» – среда, присутствующая всюду и создающая минимальное сопротивление движению. Других функций в оригинальной версии Аристотеля эфир ещё не выполнял.

...Таким образом, сам Аристотель уделял более всего внимания движению и его причинам. Природу материи (первоэлементы) пришлось додумывать последователям. Они же дополнили теорию и представлениями о механизме движения, заполняя оставленные титаном дыры. Например, стрела выпущенная из лука. Сначала она поднимается по дуге вверх, удаляясь от своего естественного места. С вертикальной силой, стремящейся её на землю вернуть – понятно. Но пока поднимается, на нее тоже должна воздействовать сила.

-4

Именно данным вопросом мучительно, – вслед за древними греками, но с опозданием на пару тысяч лет, – задаются комментаторы. Ответ же гласил, что все тот же эфир, закрутившись в вихри вокруг снаряда, продолжает нести его вперёд, пока «запас движения» не будет исчерпан. Чему же этот запас равен… И это самое важное.

-5

Несмотря на то, что физика Аристотеля, развиваясь до XVII столетия совершила открытия, о которых Аристотель понятия не имел и с которыми категорически не согласился бы, – она оставалась и называлась «физикой Аристотеля». Ибо неизменным был фундаментальный подход к проблемам. Вычисления и эксперименты в этой физике приняты не были. И даже результаты наблюдений не признавались основой для выводов. Каждый мог видеть, что перо и гиря падают с разной скоростью, – значит, скорость движения тела зависит не только от плотности среды. Но… человеческие органы чувств ненадёжны. Глаза могут обмануть. Истину открывает только логика. Так что, даже тот факт, что у мухи шесть, а не восемь ног, средневековой наукой игнорировался. У Аристотеля как-то логически получилось, что – восемь.

Критика же Аристотеля, кстати, преследовалась инквизицией.

Аристотелева физика позиционировала себя как «философия природы» – натурфилософия. Знания основывались на дедукции, – логической цепочке выводов ведущей от общего (цели, формы) к частному. Обратное, – индукция, – рассуждения от частного (наблюдения) к общему (закону природы) – представлялось ересью. Математику применить при таком подходе было невозможно.

...Такова в прошлом была парадигма. Это слово все любят, но мало кто знает его значение. Научная парадигма – принятые способы познания мира. Аристотелева физика и современная физика основаны на разных парадигмах. Актуальная, восторжествовавшая после научной революции в XVII века парадигма – индуктивна.