Найти тему

Мифологическая фантастика: проза Натальи О’Шей (Хелависы)

Оглавление

Сегодня хочу рассказать о книгах Натальи О’Шей, о художественных, а не о научных, как можно было бы подумать, вспомнив о профессии певицы. А она ещё и фантастику пишет.

Вместо вступления

Вместо предисловия к рассказу о двух фантастических книгах, к которым приложила руку чудесная вокалистка, поэт и музыкант, а также филолог Наталья О’Шей, хочу признаться в любви к её творчеству. Музыкальному. Да, любовь к творчеству автора в одной сфере не равно той же степени любви к его попыткам что-то сотворить в сфере другой. Я очень люблю как песни «Мельницы», так и композиции её другого проекта «Хелависа». Мне нравится не всё, но большинство песен у меня в плей-листах. В песнях группы я нашла для себя полную гармонию текста и музыки. Плюс мифологические мотивы. И вот как-то раз я увидела книгу под тем же названием, что и пятый альбом «Мельницы», и не смогла пройти мимо.

«Ангелофрения» - альбом и фантастический роман

Альбом «Ангелофрения» появился на свет в 2012 году. Этот альбом вышел из жанровых рамок фолк-рока. Это был сборник из десяти концептуальных песен, «ни одна из которых не может существовать без другой», как писали тогда сами музыканты. Здесь была создана целая новая вселенная, основанная на «новой музыке древнего мира»:

Жизнь в древнем мире продолжается под новую музыку, но только баланс стал еще ярче и сложнее. Здесь есть воинственные ангелы и неперелетные птицы, небесные кошки и гуси-лебеди, блудницы и контрабандисты, созвездие Возницы и цеппелины, Мемфис и Москва, Элвис и Меркурий. Это нынешний мир «Мельницы». Ангелофрения — история болезни, как она есть, и ничего лишнего.

А в 2013-ом появляется книга «Ангелофрения», фантастика в жанре стимпанка, авторами на обложке значились .Наталья О’Шей и Максим Хорсун

Она у меня лежала долго, всё не решалась открыть и начать, т.к. были сомнения и опасения. И не зря. Опасения оправдались. Я сломалась уже на третьей главе, далее читая чисто по диагонали, исключительно ради того, чтобы удовлетворить своё любопытство. Это было очень плохо в плане владения языком, что меня крайне удивило. Но сначала о сюжете:

Из аннотации:
Магдалина Эльвен, дочь русского астронома, после смерти отца переезжает в Новое Царство - государство на севере Африки. В жарком и экзотическом Мемфисе живет ее родной дядя, владелец крупнейшей компании воздушных перевозок. Неудивительно, что Магдалина влюбляется в Роланда Ронсевальского, капитана тяжелого дирижабта "Тион". Но до свадьбы еще далеко. Темные силы пробудились в древней земле фараонов. Магдалине и ее возлюбленному предстоит долгий путь к счастью. Найдет ли юная хранительница мира верную дорогу в адской тьме? Чье обличье примет Лукавый? Смирится ли он с поражением, если Страшный Суд - уже завтра?..
Обложка издания "Эксмо", 2013 год.
Обложка издания "Эксмо", 2013 год.

Сам сюжет сильно скакал, проваливался периодически, не сшивались его многие кусочки в одно целое, но мне показалось, что к плану приключений Магдалины Эльвен Наталья руку всё же приложила, наметив сюжет и оставив отсылки к легендам и мифам. А вот воплощение идеи было отдано в руки Максима Хорсуна. Получилось не очень, мягко говоря. Возможно здесь была идея писать по фразам из песен, как-то стилизовать, но получилось так, что читать такое очень сложно. Не думаю, что нужно было настолько выворачивать фразы. Очень много ошибок, странных оборотов, не верно воспроизведенных устоявшихся выражений. Мелькнула мысль в оправдание, что может быть в том мире именно так и говорят? Но нет, не всё же думаю, что такое возможно.

Это было разочарование. Подобной графомании я не встречала давно. Мир не продуман, не дорисован. Как будто из воздуха всё, да такое корявое, что вот-вот развалится. Какой-то недостимпанк. Герои картонны до безобразия. Попытки связать воедино всякие отсылки к различным мифологиям и историческим событиям проваливаются исполнением.

Когда узнала, что сама Наталья к этой книге имеет лишь косвенное отношение, очень порадовалась. Ну никак не вяжется лирика Хелависы с этим непонятным и невнятным текстом: рваным, сырым, очень сумбурным. Я понимаю, что задача была очень сложная – описать и заставить ожить мир, сложенный только в образах и музыке, действие в котором происходит вне принадлежности к какой-то исторической эпохе, где Древний Египет соседствует с современной Москвой. Сложить эти разрозненные кусочки в нечто целое и стройное оказалось делом невыполнимым. Мне кажется, что формат надо было другой брать. Сборник рассказов, например.

Фантастическая повесть «Хроники Люциферазы. Три корабля»

Хелависа, фото со станицы группы в ВК - https://vk.com/melnitsamusic
Хелависа, фото со станицы группы в ВК - https://vk.com/melnitsamusic

Я не знаю, как оценила тот первый опыт написания книги по мотивам альбома сама Наталья, но второе большое произведение «Хроники Люциферазы. Три корабля» она писала уже сама. И оно намного лучше, хотя и тут есть вопросы.

«Люцефираза» - альбом 2018-го года и ещё один новый мир, придуманный музыкантами. Они будто путешествуют по вселенной своей фантазии, замечая неисследованную планету и используя её как некий каркас для постройки ещё одного фантастического мира. Как демиурги, музыканты создают ещё одну вселенную, где действуют колонисты с Земли и разнообразные местные формы жизни. Сначала об этом мире рассказали песни, а затем и повесть.

Тысячу лет вперед земляне бодро бороздят космические просторы, открывают новые планеты и пытаются контактировать с местными формами жизни. И вот три земных корабля, достигшие звездной системы Солицента, постепенно приближаются к планете Люцифераза. Что они там найдут? Богов, мифологических существ, антропоморфных Воронов, испытания, подготовленные местными для своих гостей на темной стороне планеты, разнообразные открытия, сущность которых не все из исследователей смогут понять. А читатель узнает, что именно было зашифровано в треках альбома.

Повествование как будто делится на две части в плане подачи текста. Стройная и выверенная первая постепенно переходит в перенасыщенную громоздкими и мудреными словесными конструкциями вторую. Тут земляне будто бы всё больше погружаются в мир только что открытой планеты, в её мифологическую суть. Происходят странные события, а сам текст наполняется образностью и массой аллюзий, появляется разная мистика и… И дальше я там потерялась.

Обложка издания "Livebook", 2020 год.
Обложка издания "Livebook", 2020 год.

Увы, финал для меня не состоялся, как и общего сюжета я не уловила. Но, как говорится в самой книге, многие записи из дневника главного героя, капитана Азриэля Шеклтона, были утеряны, поэтому многое нужно домысливать самим. Или же просто воспринять эту книгу, как расшифровку ребусов, загаданных в текстах песен. Я выбрала второе.

В заключение...

В общем, пришла я к тому, что пока с прозой Хелависы вопрос для меня остается открытым. Если первая книга, написанная в странном соавторстве, мне не понравилась совсем, то со второй всё оказалось сложнее: что-то зацепило, задели за живое некоторые персонажи, особенно Вороны. Разочарования от «Хроник Люциферазы» не было. У Натальи есть ещё рассказы «Лоэхра» и «Баньши» («Bean Si»). Первый начала читать, но обязательные планы заставили отложить, пока могу сказать, что начало мне понравилось. Второй тоже потом прочитаю. И, так как планирую традиционный обзор прочитанной малой прозы, надеюсь включить свои впечатления о них в него.

Не знаю, пригодится ли кому-нибудь этот рассказ о двух прочитанных книгах по мотивам песен «Мельницы», но решила всё же поделится своими впечатлениями. Надеюсь, что пригодится. Возможно, что кто-то решит пройти мимо. Ну а кто-то захочет прочитать и составить своё мнение, особенно поклонники группы «Мельница».