Имя Якова Григорьевича Соколова, выходца из крестьян Владимирской губернии, ставшего в Самаре владельцем крупнейшей паровой мельницы, купцом первой гильдии, миллионером и меценатом, сейчас почти забыто.
Что незаслуженно, поскольку потомственный почетный гражданин и один из богатейших жителей города многие годы посвятил общественной деятельности, в продолжение 35(!) лет избираясь гласным городской Думы, а так же стал самым крупным благотворителем в истории Самары. Обо всем по-порядку.
Перебравшись в Самару около 1850-го года, Яков Соколов «поднялся» на продаже зерна, сала, кожи и спекуляциях на этом рынке. Так же, не имея собственных земельных владений, сдавал арендованные угодья в субаренду. Позже, имея опыт и сноровку в мукомольном деле, скупил сразу несколько участков между Хлебной площадью и берегом реки Самары – и выстроил в стратегическом месте огромную паровую мельницу, оборудованную по последнему слову тогдашней инженерной мысли. Учрежденное вместе с сыном Иваном Товарищество " Я. Г. и И. Я. Соколовы" процветало на зависть конкурентам и приносило доход около трех миллионов рублей в год.
Что касается благотворительных начинаний – в 1903-м году Яков Соколов открыл трехклассное городское училище, взял на себя его финансирование и ежегодно жертвовал крупные суммы на содержание учебного заведения и помощь малоимущим ученикам. В 1907-м уведомил городскую Управу о намерении основать на свои средства городское благотворительное заведение для нетрудоспособных лиц.
На устройство и содержание богадельни со странноприимным домом купцы Соколовы пожертвовали невиданную по тем временам сумму – 500 тысяч рублей. Двести тысяч пошло на возведение основного здания и обустройство «служб» во дворе, триста были положены в банк в качестве «вечного вклада». Десятая часть дивидендов пополняла капитал с расчетом на инфляцию, остальное шло на содержание заведения.
Выстроенный в течение двух лет комплекс богадельни находился в личном саду Соколовых на Петропавловской площади – перекрестке улиц Оренбургской (Чкалова) и Соловьиной (Мичурина) в 139-м квартале, состоял из жилого здания, протянувшегося на весь квартал и дворовых построек в глубине сада – пекарни, погребов, флигелей для персонала.
Архитектурное решение уличных фасадов было выбрано в традиционном для подобных учреждений сдержанном стиле кирпичной эклектики. Весь декор выполнен кладкой с использованием фигурного кирпича. Высокие полуциркульные окна обоих этажей имеют частую расстекловку, обрамлены наличниками в виде плоских пилястр с арочным завершением и имитацией замкового камня опирающимися на пилястры сандриками с круглой бровкой. Между гладким подоконным и оформленным поребриком междуэтажным карнизами проходит пояс прямоугольных ниш, венчающий карниз имеет богатый профиль с рядами поребрика и фигурными кронштейнами.
Одночастный пятиосевой фасад по улице Мичурина фланкирован угловыми пилястрами с рустом в первом этаже и вертикальными фигурными нишами-ширинками и круглыми филенками во втором
Композиция протяженного фасада по улице Чкалова составлена чередованием двухосевых выступов-ризалитов с промежуточными частями. Ризалиты увенчаны фигурными аттиковыми стенками с арочными окнами-люкарнами. Цоколь главных фасадов облицован белым камнем.
23 августа 1909-го года богадельня была официально открыта в присутствии губернатора В.В. Якунина и освящена. К этому времени здесь уже нашли приют первые 15 человек. Во время торжественного открытия Соколовы передали губернатору еще 10 тысяч рублей на организацию детских приютов.
По описаниям современников, верхний этаж жилого корпуса был разделен на высокие светлые палаты, рассчитанные на сто человек, имелась небольшая аптека. Четыре палаты нижнего этажа вмещали еще 50 жильцов, здесь же находились две «странноприимные» палаты для бедных путников, желавших остановиться в городе на несколько дней
После открытия заведения гласные городской думы приняли решение исходатайствовать для Соколовым звания почетных граждан Самары. Как отмечено в думском журнале заседаний , «За столь щедрое пожертвование принести Соколовым через особо избранную депутацию признательность думы и ходатайствовать о присвоении им звания почетных граждан города Самары, и поставить в зале жертвуемой ими богадельни их портреты написанные маслом».
Изначальный проект включал и домовую церковь при богадельне, но первые годы ее обитатели были прихожанами соседнего Петропавловского собора. К декабрю 1911 года выходящий на Мичурина фасад здания украсился аттиком с луковичной главкой и крестом, а Иван Яковлевич Соколов известил Думу, что церковь выстроена, оснащена книгами и утварью, на содержание священника и дьякона в банк перечислено 12 тысяч рублей. Епископ Самарский и Сызранский Константин совершил чин освящения в честь святых апостолов Иакова и Иоанна – устроители, как видим, пожелали отразить в названии храма собственные имена.
Сам Яков Соколов освящение домовой церкви уже не застал, скончавшись несколькими месяцами ранее, и к дате совершения первой службы перед богадельней, по инициативе Думы, установили его бронзовый бюст. На открытие собрались бывшие коллеги по Думе, представители городской Управы, купечество. Надпись на памятнике гласила: «Почётному гражданину г. Самары коммерции советнику Якову Гавриловичу Соколову. Благодарное городское общество. Август 1911 года».
Известно, что многие жители Соколовской богадельни работали «по мере сил» при находившемся рядом (ныне ул. Чкалова, 100) Епархиальном свечном заводе. Так же по свидетельству инспекторов,
«жилец Соколовской богадельни Григорий Федоровский работал каждый день до обеда дворником этой богадельни и получал по 34 рубля за сей благой труд в год на прогулки». На Рождество в саду ставилась елка, украшенная самодельными игрушками и яблоками
Домовая церковь Иакова и Иоанна Апостолов оставалась действующей всего десяток лет. После революции, как и другие домовые церкви Самары, была закрыта. Здание богадельни передали детскому саду, а в настоящее время оно занято режимным объектом - Управлением по конвоированию Министерства Юстиции РФ по Самарской области. В 2018-м году памятник истории отреставрировали. Удачей можно считать восстановление близких к оригиналу оконных заполнений, а вот ядреный цвет от первоначального далек.
Семья Соколовых после революции, лишившись мельницы, дома, загородной дачи и всего остального имущества и проведя некоторое время в тревожном ожидании репрессий, в 1921-м году приняла решение перебраться в Москву. Вместе с 65-летним Иваном Яковлевичем Соколовым уехали младшие сыновья Александр и Иван со своими женами и детьми. Судьба старшего сына – Якова – еще в 1902-м году поступивщего вольноопределяющимся в 244-й Борисовский резервный батальон, неизвестна. Дочь И.Я. Соколова Ольга, вышедшая замуж за Василия Михайловича Юрина, осталась со своей семьей в Самаре.
Потомки этой ветви проживают здесь и в настоящее время. Сын О. И. Соколовой-Юриной Михаил Васильевич Юрин был известным в Куйбышеве столяром-краснодеревщиком.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете