Неправильное понимание сущности денег уже многократно приводило к катастрофам из-за злоупотреблений правительств. И сейчас мы возможно становимся свидетелями крупнейшей из них.
Ведь в голове обывателя — деньги уже давно стали обычной «совершенно понятной» вещью.
Обычно как мы о них слышим? Пенсии надо повысить, зарплаты маленькие, у депутатов и олигархов надо отнять... просто нам надо больше денег, а «они» их не дают. То есть самосубъектность денег вроде бы всем очевидна.
А ведь сами по себе деньги не вполне существуют — даже начиная с тех времен, когда они были «настоящими», золото, например — это всегда были чьи-то обязательства.
И каждая крохотная песчинка золота была обещанием конкретного человека что-то сделать для другого.
Когда торговлей стали постепенно заниматься вместо крестьян профессионалы, купцы, перевозили товар для обмена, оставляя какую-то ценность или обещание «в залог» и сначала люди очень прямо понимали обещание вернуть долг.
И этот самый долг, это не о бедных и богатых, а об обещании — люди раньше лучше понимали, что меч, круг сыра или овца это прежде всего чей-то свершившийся труд, а не «обидное имущественное неравенство», Поэтому крайним случаем при коммерческой неудаче было попадание купца-неудачника в рабство. И тогда эти отношения казались самоочевидными. Типичный купец за товар спрашивал примерно двойную и более цену от «закупки», из за больших рисков и высоких расходов в ходе торговли. И такая наценка была тогда более чем справедлива.
Но из тех времен появление денег фактически не изменилось — когда рождаются деньги кто-то сначала просит об этом, потом дает за них залог, и берет их под проценты.
То есть, каждая выпущенная наличность — это чье-то обещание, кто-то взял в долг, внес залог и обещал вернуть с прибылью. Сейчас выпускает деньги ЦБ или ФРС и просят у них денег обычные банки, и даже у нас все это только под залог.
Идея занять новые деньги у ЦБ восходит снизу вверх по цепочке — это и обычные люди, и компании, ИП, ООО, АО, даже ФГУП и ПАО — они обещают банку заработать и вернуть. Банк видит это, и занимает в ЦБ — только тогда появляется новая «денежная масса» И любая денежка — это чье-то обещание. Заработать и вернуть. Банки вносят в ЦБ или ФРС залоги и получают новые деньги в долг под проценты. Клиенты уже получают их иногда и без залога, но всегда обещают заработать и вернуть.
И теперь подумайте — вот если у вас есть немного денег — разве это не они? Чьи то обезличенные обещания «встать с дивана и что-то сделать»?
И когда система становится проблемной? Когда появляется правительство с заоблачными обещаниями. Не пообещать что все как было так и останется по мере сил. а что-то вдруг обещает немыслимое - оплатить всем медицину или высшее образование, купить всем достойное жилье, построить повсеместно асфальтированные дороги - в общем мистическую фантастику. В отличии от людей и компаний, ответственности у правительства в любой стране примерно ноль. И тем не менее правительства считаются самыми правильными заемщиками.
И хорошо, если такие правительства занимают деньги «на рынке» - как бы, кто им их дал, тот и крайний если что. И уже у него своя голова на плечах, если что, проблемы стало быть его, сам дурак.
Но вот недавний пример США - долги правительства стал выкупать ФРС. Почему вдруг, так же нельзя? Но ведь людям нужны деньги, нужно платить пособия, зарплаты бюджетникам, армии, медицинские страховки, пенсионные взносы. Наговорить можно - Мугабе в Зимбабве тоже всегда находил оправдания своей своеобразной денежной политике. Бесспорно, это все нужно. Но когда у нормального человека нет денег на что-то, он это не покупает. Перечисленные расходы можно наверняка и вчетверо сократить, никто ведь не умрет от этого? Но нет, ведь всегда скоро выборы, а это делают как раз политики...
Так что же это тогда за деньги? Кто кому что обещал тогда? 30 с лишним триллионов занято правительством, из них почти 10 триллионов купил свой же ФРС, а всего денежная масса примерно 20 триллионов. То есть половина массы выпущена «не по правилам». Хоть остальное зачем-то дали в долг иностранцы, взяли в долг у своих банков, и решили дать в долг минфину США - это еще куда ни шло, хотя тоже так себе.
И уже держит такой человек в руках деньги, а за половину из них никто работать не обещал, и эта доля увеличивается каждый день...
И постоянно вот эти фантазии слышим, что что-то можно по-другому посчитать, нормы резервирования не нужны, пенсионный возраст вернуть, и производительность позволяет меньше работать, и денег тогда всем хватит и еще останется с лихвой.
И когда читаю эти фантазии о справедливых пенсиях, высоких зарплатах, раскулачивании госструктур и олигархов — это ведь такая тонкая материя — обещания конкретного человека сделать работу для другого человека. Если при рождении денег этих обещаний нет, они ничего стоить не будут в любом количестве и при самых футуристических финансовых технологиях.
Все, что честно может любое правительство — взять лично у вас часть ваших денег и кому-то их заплатить. У вас станет меньше денег. Кто-то другой сделает работу для правительства.
Фантазии,что оно может взять их у кого-то другого беспочвенны. Потому что в конечном счете это все равно будет ваш собственный карман, ничего больше, просто названный огромным количеством непонятных слов.
Конечно, оно может взять в долг где-то еще и потратить или даже подарить вам, но отдавать потом будет снова из вашего кармана.
И вся остальная экономическая теория, это попытки разными запутанными теориями объяснить, что деньги с неба существуют — но при применении, всегда обычный небогатый человек оказывается крайним.
Либо до неприличия снижается его зарплата, либо деньги теряют цену с фантастической скоростью, либо его недвижимость теряет в цене в сотни раз, или пенсии становятся крохотными. Иногда даже отвлекают мировыми войнами, чтобы не заметил, что карман все равно его.
Все это происходит, когда у людей возникает близкая к религиозной вера в самостоятельность денег, и то, что их можно приумножить вычислениями и экономическими открытиями. Другими словами, когда они забывают, что сами по себе деньги не существуют — это всегда обещания работы конкретных обычных людей. И если эти обычные люди почему-то не захотят выполнять свои обещания - такие деньги не стоят ровно ничего, даже если это золотые монеты.