По той информации, которую мне удалось найти в открытых источниках в разные периоды времени с 1942 по 1944 годы в составе 33 армии находились следующие подразделения, занимающиеся так или иначе трофейным имуществом: 61 и 68 эвакуационные роты, 3 рота по сбору и вывозу трофейного имущества, 50 и 51 эвакотракторные роты, 44 армейский трофейный батальон.
Начало истории про Степку и его боевых товарищей, воевавших в 192-м мотострелковом батальоне, который входил в состав 192-й танковой бригады (с конца октября 1943 года - 39-й гвардейской танковой бригады), можно прочитать здесь, а её продолжение здесь и здесь, а также в предыдущей публикации.
Всю следующую неделю Степка просто "отвалялся на койке" в той же больничке, откуда они с Виктором и Николаем вышли "на охоту" за Иваном Степановичем. Никто его "извне" не беспокоил. А вот в больничной библиотеке оказалось несколько интересных книг, которые Степка ещё не успел до этого прочитать. Рука у Степки через неделю уже болела только по ночам и то после того, как он неосторожно поворачивался на правый бок. Он снова через день ходил на физиопроцедуры, которые существенно ускоряли процесс выздоровления.
На исходе первого дня зимы Степку навестил Игнат Сидорович. Как и положено, он принёс "выздоравливающему" гостинец в виде баночки домашнего яблочного варенья, дежурно поинтересовался здоровьем проигнорировал ответ на этот вопрос и рассказал много новостей.
Устроились Степка с капитаном на той же самой лавочке в больничном коридоре, на которой неделю назад Степка сидел с Виктором и Николаем. Начал капитан с того, что сообщил о том, что он помирился с Марусей. И не последней причиной этого послужило его участие в задержании "немецкого шпиёна". Второй новостью было то, что "ваш строгий подполковник" обещал представить его и ещё лейтенанта (начальника другого патруля, который выносил мину) к наградам "за участие в поимке немецкого агента". Капитан прежде, чем сесть на лавочку, снял шинель и Степка увидел на его гимнастерке одинокую медаль "За боевые заслуги" на старой прямоугольной колодке и две нашивки заранения (желтую и красную). Младший сержант был сейчас в больночной пижаме. Его форма аккуратно была сложена на стуле около кровати в больничной палате.
Когда Игнат Сидорович зашёл к Степке в палату, тот дочитывал "Всадника без головы". Посетитель бросил внимательный взгляд на гимнастёрку на стуле, а по дороге к коридорной лавочке он не смог удержаться от комментария:
- Однако, как вас богато награждают за операции со шпиёнами...
Степка мог бы просто и промолчать, но всё-таки не удержался от ответа:
- Только одна медаль, можно сказать, "за шпиёна", остальные на передовой получены...
Капитан решил подбодрить младшего сержанта:
- Не журись! За того "гуся", что ты неделю назад "вычислил", получишь точно орден!..
Степка пожал плечами, а капитан проявил дальнейший интерес к теме наград:
- А Звёздочка-то у тебя за шо?..
Ответ был стандартным и коротким, произнесённый тоном, демонстрирующим отсутствие желания продолжать эту тему:
- Танк подбил, тоаприщ капитан.
Но капитан продолжал интересоваться:
- Страшно было?..
Степка почувствовал, что это не праздное любопытство, поэтому ответил уже более дружелюбным тоном:
- До того и в тот самый момент нет, а после да, Игнат Сидорович...
Капитан вздохнул и задал следующий вопрос:
- Какой это танк был?
Теперь Степка взглянул на капитана с интересом:
- Четверка. А вам, Игнат Сидорович, с немецкими танками доводилось сталкиваться?..
Капитан смущенно помолчал несколько секунд, вздохнул и ответил:
- "Четвёрка", ого!.. Это я тебе доложу, зверюга! Летом сорок первого довелось мне от "единички" ихней убежать... Как зайцу... В тылы нашего полка они прорвались... Человек сто постреляли из пулемётов, столько же примерно в плен взяли, а везунчики вроде меня успели в лес драпануть... Больше, Бог миловал, не сталкивался, только издали в бинокль наблюдал... А сейчас вот от той первой встречи прямо кровь в жилах стынет!.. Стыдоба меня жжет и злость одновременно... И никому не расскажешь, даже за бутылкой... Вот, хоть тебе сейчас поведал, вроде легче стало...
Степка посмотрел на сжатые кулаки капитана, лежащие на коленях и решительно уже перевел тему разговора:
- Не переживайте вы так, Игнат Сидорович!.. Гоним же их сейчас со всеми их "четвёрками", "пятерками" и "шестёрками"... Но вы же ко мне по делу пришли, товарищ капитан, так ведь?..
Игнат Сидорович разжал кулаки, жилы на его шее перестали бугриться под кожей и он даже сумел усмехнуться в ответ:
- Тебе бы следователем работать, Степан! Всё-то ты наперёд видишь!.. Да, по делу тоже... Вот, читай, сегодня утром получили.
Капитан протянул Степки заполненный бланк телефонограммы, из текста которой следовало, что "надлежит направить младшего сержанта Чернышова С.И. в отдел трофейного вооружения штаба 33 Армии не позднее 3-го декабря с.г." Далее следовали всякие технические подробности, типа "обеспечить проездными документами, продовольствием на трое суток" и т.п., и т.д.
Степка вернул бумагу и произнес вслух только один свой вывод:
- До пятницы я успею "Всадника без головы" дочитать...
Почесал голову и добавил:
- Утром послезавтра буду в комендатуре, "как штык", товарищ капитан!
Капитан решил проявить проницательность:
- Вот только в голове у меня не улаживается... Как это младший сержант и в штабе армии будет служить... А я вот капитан, выше штаба полка ещё не служил... Или это опять по "контршпиёнской линии"?..
Степка отрицательно мотнул головой и коротко "отдуплился":
- Долго рассказывать, Игнат Сидорович!... Давайте в следующий раз?
Капитан констатировал, практически не обидевшись:
- Не хочешь говорить, не говори... Да, Маруся тебе большой привет передавала... Она теперь в школе стала председателем пионерской дружины!..
Игнат Сидорович взял с лавки свою фуражку и шинель, крякнув при этом:
- Ну, дОбре!.. Пойду я однако...
Они попрощались душевно, как старые приятели.
В пятницу в восемь утра Степка предстал перед помощником военного коменданта уже в шинели, шапке и с вещмещком за спиной. Капитан куда-то торопился, поэтому передал Степку на попечение того самого лейтенанта, который вместе с пожилым вохровцем вынес в складской двор мину. Звали лейтенанта Анатолий, он был всего на год старше Степки и первым делом поинтересовался, к какой награде его представят, "за ту операцию". Степка попытался отшутиться "откуда я могу знать, я же представления пока не подписываю". Но такой ответ явно не устроил Анатолия, поэтому на оформление документов и получения сухого пайка у Степки ушло больше часа.
Лейтенант Анатолий, опять "смнгив гнев на милость", дал "наводку", что после обеда в Москву с продовольственного склада отправляется "полуторка". К шофёру грузовика Степке удалось быстро напроситься в попутчики. Скоротать время до отправления "попутки" младший сержант решил на местном базарчике. У него теперь вещмешок был набит продуктами, поэтому Степка решил обменять, если получится, часть "физиологической" пищи на духовную. В результате сложных обменных операций в вещмешке стало на одну банку американской тушёнки меньше, но зато он потяжелел на три тома сочинений Дюма и небольшой пакетик с кофе в зернах.
Степка провёл на базарчике больше времени, чем планировал, поэтому уже стал торопиться, правда, не очень опасаясь, что шофёр "полуторки" уедет в Москву без него. Шоферу была обещана достойная "оплата проезда", поэтому он ждал бы Степку "до последнего свистка".
На выходе из рынка младшего сержанта "перехватил" Виктор. Он был уже без палочки и сам рулил "газиком". Когда он через минуту сделал пару шагов, чтобы поднять капот, выяснилось, что он еще немного прихрамывает. И был Виктор уже не старшим лейтенантом, а капитаном. Увидев Степку, он вполне искренне обрадовался, но начал всё равно с шуточных упрёков Степке и похвалы в свой адрес:
- Ну, конечно, где тебя можно найти?.. Рядом с торговым ненадёжным элементом... Ох, тянет тебя к нему... Почти полгорода объездил, а нашёл... Нет, всё-таки я - прирождённый следопыт!..
Степка тоже обрадовался такой неожиданной встрече, но начал с поздравлений:
- Здравия желаю, товарищ капитан! Со звёздочкой вас, товарищ капитан!..
Виктор горделиво взглянул на свой погон и не преминул в ответ "поддеть" Степку:
- Если бы ты фортеля не выкидывал, то мы бы уже вместе с моей и твою звёздочку обмывали...
Степка попробовал отшутиться:
- Если бы да как бы, то во рту бы выросли грибы...
Новоиспечённый капитан шутку не поддержал, продолжив уже серьёзно:
- Иннокентий Петрович и наградные нам на ордена вроде уже направил... А ему самомому Абакумов вроде бы представление на Знамя уже подписал...
Степка прореагировал лаконично:
- ЗдОрово!..
Капитан прищурился на младшего сержанта:
- Слушай, а может ты просто сдрейфел дальше служить в смерше? В штабе армии конечно служить спокойнее...
Степка пристально посмотрел на новоиспечённого капитана:
- Ты мой рапорт читал, товаритщ капитан?
Виктор сознался:
- Не читал.
Младший сержант подвёл итог этой теме и перешёл к следующей:
- Ну и не мели языком попусту, товарищ капитан! В рапорте я на фронт просился. Кто же знал, что товарищ маршал такую проверку учинит моими физическим способностям... Как там дядя Прохор?..
Капитан решил сперва было поставить младшего сержанта на место (всё-таки субординацию пока никтоне отменял), но передумал:
- Поправляется. Рана у него не тяжелая, навылет пуля прошла. Ему Иннокентий Петрович в "наши кадры" предложил перейти и участвовать в дальнейшей "игре" с Иваном Степановичем. И ещё одну комбинацию с его участием наш подполковник задумал... Ездил намедни к нему в госпиталь "пошушукаться"...
Степка поменял тему и тон:
- Рад за него. Не в том уже он возрасте, чтобы ползать под пулями и снарядами, жить в окопах и землянках... Слушай, Виктор, тороплюсь я уже. К новому месту службы отбываю. Подкинешь до продсклада рядом с комендатурой?.. Там меня попутка ждёт.
Виктор опустил капот и с любезной улыбкой предельно галантно распахнул перед Степкой дверцу "газика". По дороге младший сержант получил обещание от капитана, что тот обязательно организует возвращение портсигара с гравировкой по известному адресу в Туле. Шофер даже при этом отпустил руль и воскликнул с грузинским акцентом, всплесннув руками:
- Фельдегерской почтой отправим. Всё будет в лучшем виде! Мамой клянусь!.. Вайме!.. Кстати, теперь Васо штатно входит в нашу группу. Его подполковник перетащил к нам из милиционеров. Но всё равно с гнильцой он мужик, как по мне...
Степка передал портсигар, завернутый в кусок портянки, Виктору, а на его реплики про Васо только пожал плечами и поинтересовался:
- Втктор, а зачем искал-то?..
Виктор улыбнулся:
- Соскучился... И вот, письма ещё тебе передать. Одно наверняка от сестры, а вот второе даже и не знаю, но написано тоже женским почерком...
Степка мельком взглянул на оба "треугольника". Ему очень захотелось прочитать оба письма сразу, но он лишь сунул "треугольники" в нагрудный карман гимначтёрки и с благодарностью, но ещё недоверчиво посмотрел на водителя "газика":
- Спасибо! В дороге прочту... И только из-за этого столько казённого бензина нажёг?..
Виктор подкатил к воротам склада, заглушил мотор и сказал уже серьезным тоном:
- Подполковник наш на тебя конечно сильную обиду затаил, но всё таки решил тебя сейчас "отпустить, не применяя власти". Как ты понимаешь, "игра" с немцами через Ивана Степановича ещё продолжается... И там, как выяснилось, не только немцы... И сколько это может продолжаться известно только... сам знаешь, кому...и нашему подполковнику. Не могу тебе уже всего сказать, но имей ввиду, что если подполковник решит, он тебя снова "дёрнет". И мой тебе совет: не ерепенься тогда... А вообще-то я тут в командировке, надо ещё кое-какую "документалистику" по событиям у склада дособирать, рапорта взять. Бумажная работа, от которой никуда не деться... Кстати, не знаешь, как того капитана-сапёра найти, который мину тогда разрядил?..
Степка наморщил лоб, но вслух отреагировал только на последний вопрос:
- Не знаю... У Игната Сидоровича спроси, помощника коменданта. Он должен знать... Ладно, давай прощаться!
Они обнялись, постояли так пару секунд, слегка похлопывая друг друга по спинам, и разошлись.
Вечная Слава и Память солдатам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!
Берегите себя в это трудное время!
Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации!
Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.