В 1837 году в Петербурге разразилось резонансное дело. Была обвинена в организации тайного общества и сослана в Сретенский женский монастырь в Кашин, Екатерина Филипповна Татаринова, одна из самых известных неформальных религиозных лидеров Петербурга той эпохи.
Когда стали разбирать её дело, выяснилось, что с 1817 по 1822 годы она в Михайловском замке, ну т.е. в царской резиденции, по соседству с семьей государя, проводила собрания мистического кружка скопцов в который входили представители столичной знати, церковные иерархи и государственные служащие.
Екатерина Филипповна Татаринова урожденная фон Буксгевден происходила из знатной немецкой семьи на русской службе. Её мать Катарина-Кристина-Беата фон Мальтиц была главной дамой великой княжны Александры Павловны, то есть фактически воспитательницей дочери Павла Первого.
Сама Екатерина воспитывалась в Смольном институте, после окончания вышла замуж за, офицера Астраханского гренадерского полка Ивана Татаринова. Однако семейная жизнь не заладилась, и она в 1815 году, покинутая мужем, вернулась жить к матери.
В первый этап правления Александра Первого в светском обществе было популярно увлечение мистицизмом, так как сам император проявлял интерес к данной теме. Большой популярностью у соответственно настроенной петербуржской публики пользовался религиозный кружок Кондратия Селиванова.
Этот полуобразованный крестьянин был одним из основоположников новой секты скопцов, которая выделилась из другой ереси - хлыстов в середине XVIII века.
Кризис в русской православной церкви начался еще в середине XVII века, накануне Раскола. В последующем реформы патриарха Никона и последовавшие за ними гонения на клерикальную оппозицию, привели к тому, что все больше людей предпочитали официальной религии различные маргинальные ответвления.
Что характерно это движение шло снизу. Не имевшие духовного образования крестьяне, которые зачастую не умели читать и писать, по-своему, трактовали священные библейские тексты.
Так и появились хлысты. Они не признавали церковную иерархию, эдакий вариант беспоповства. Каждая община сама выбирала себе главу или формировалась вокруг харизматичного лидера, который проводил экстатические обряды радений. Хлыстами исповедовался аскетизм, который позже перетёк в радикальную форму в виде оскопления.
Самое интересное то, что скопчество несмотря на изуверский свой характер довольно быстро распространялось. Сперва среди крестьян, затем среди купцов и мещан и в конце XVIII начале XIX века дошло и до столицы. Именно там и познакомилась Екатерина Татаринова с идеями Кондратия Селиванова, который успел несколько лет отбыть срок за свои радикальные религиозные воззрения.
Через пару лет после знакомства она начала формировать свой собственный религиозный кружок уже в недрах Михайловского замка, правда, по всей видимости отказавшись от идей физического оскопления, заменяя эту операцию оскоплением духовным.
В её кружок в разные годы входили: вице-президент Академии художеств А. Ф. Лабзин, обер-гофмейстер и президент комитета Российского библейского общества Р. А. Кошелев, генерал-майор Е. А. Головин, художник В. Л. Боровиковский, министр просвещения и духовных дел А. Н. Голицын и другие.
Всего около 70 человек прошли через скопческий кружок госпожи Татариновой. Столичные радения, которые совершались по воскресеньям в Михайловском замке, повторяли то что делали хлысты и скопцы в деревнях. Собравшиеся пели духовные стихи, устраивали «верчения» (экстатические пляски), как одиночные, так и групповые (эдакие хороводы), после чего «Христос» или в случае с Татриновой «Богородица» делали пророчества в отношении собравшихся. Примечательно, что император Александр Первый был в курсе о происходящем и даже сам присутствовал на одном из таких мероприятий.
Правда его отношение поменялось после 1822 года и Татаринову вместе с матерью попросили из Михайловского замка. Лишь в 1837 году уже новый император обратил внимание на тайное общество, которое сформировалось вокруг Екатерины Филипповны. Обжегшись на молоке дуют на воду, говорится в известной пословице, так и тут власть, после восстания декабристов, которые как известно были членами тайных обществ, предпочла тоже разобраться и с религиозными отщепенцами.
Что характерно, от своих убеждений Татаринова отреклась лишь спустя 10 лет с того момента, как её заточили в монастырь. После чего ей разрешили поселиться в Москве. Так закончилась история самого странного тайного общества, базировавшегося в императорском дворце.