По страницам памяти Олимпиады Колесниковой
Олимпиада Павловна КОЛЕСНИКОВА (в девичестве Далегина) появилась на свет 8 октября 1929 года в селе Алексеевка Саратовской области, восьмым ребёнком в семье. Почти полугодовалой она вместе с родителями, братом и двумя сёстрами отправилась в Киргизию, на берег реки Чу. Без багажа, в том, что мама Аграфена Ивановна успела надеть на неё в спешке. Её семья — одна из тех, кто попал в число раскулаченных. А старшие братья — из тех, кто во время Великой Отечественной войны отдавал долг Родине. О том, как семью раскулачивали, Олимпиада Павловна знает со слов родителей. Старших братьев — Александра, Ивана и Алексея — забрал к себе в Астрахань дядя. Остальных ждала ссылка. «Посадили в телячьи вагоны почти всю Алексеевку, — рассказывает она. — Везли целый месяц. Людей тогда отправляли и в Сибирь, и на Дальний Восток, и на Север, и в Казахстан и Узбекистан. Распределяли по пути. У всех были большие семьи — 5-6 детей, родители, старики у некоторых. В итоге нас привезли в Киргизию».
Высадили в местном совхозе, здесь как раз начиналась посевная. Всех новеньких с Алексеевки поселили в деревенском коровнике. Сколотили нары, выделили каждой семье по углу. Жара стояла невыносимая, есть нечего. Рвали клевер, собирали ягоды вдоль горной реки. Как рассказывала потом Аграфена Ивановна, каждое утро из коровника выносили кого-то на кладбище. Но их семью бог миловал, все остались живы.
«Когда мы ушли из коровника, для нас освободили контору, деревянный такой дом, — говорит Олимпиада Павловна. — И дали большим семьям по комнате. Я там пришла в себя, с того момента всё помню. Мне года четыре было».
Со временем у семьи появилась землянка в центральном совхозе, потом они взяли земельный участок на 10 соток. Жить продолжали в землянке, параллельно строили дом. Олимпиада Павловна помнит, как с сестрой Капитолиной месила ногами солому с глиной, чтобы потом из этой смеси делать кирпичи. Ещё до школы она умела ухаживать за скотиной, доить корову и водить её на водопой. Бегала по поручениям отца посыльной: то рыбу по соседям разнести, то на посевную обед доставить. Жизнь постепенно налаживалась.
А потом была война…
«Как началась война, я не помню, — признаётся Олимпиада Павловна. — Зато отчётливо помню, как мы ждали письма с фронта. Почтальон идёт, а к нему из каждого дома навстречу бегут. У нас три брата были на фронте — Иван, Алексей и Костя».
Отец, Павел Иванович, не служил из-за возраста. Старшего из братьев Александра не стало ещё до 1941-го, несчастный случай. Иван к началу войны уже был женат, воспитывал двоих детей, девочку и мальчика. У него были золотые руки, лучший токарь на заводе. Всю войну он прослужил в 202-й танковой дивизии, занимался ремонтом танков. Прошёл путь от Москвы до Кавказа, закончил войну в Прибалтике, освобождал Литву и Латвию. Осенью 1945-го вернулся с фронта домой. Алексей служил в конной донской дивизии, возил лошадей с конезавода на фронт, оттуда забирал раненных животных, и так без конца. Когда война закончилась, он прислал родителям письмо. Мол, осталась заключительная командировка, лошадей нужно в последний раз отвезти, а затем, наконец, демобилизуется и приедет повидаться. В Ростовской области его ждали жена и трое детей. Из последней командировки Алексей так и не вернулся, разбился в аварии в январе 1946 года. Константина, единственного из братьев, кто рос с родителями в Киргизии, забрали прямо из педагогического института.
«Мы с мамой ходили, ежевику собирали вдоль речки, — вспоминает Олимпиада Павловна. — Нарвали по ведру, и тут к нам прибегает женщина. Кричит: «Что вы здесь ходите? Вас там Костя ищет, идите скорее домой!» Мама оставила вёдра на меня, и бегом к нему. А его отпустили на несколько часов всего, на попутке от Фрунзе ехал 40 километров. Дороги глиняные, плохие. Кто-то привёз его в совхоз попрощаться. Он приехал, а нас нет. Так его и не проводили».
Фронтовой путь его был коротким, в 1942 году старший лейтенант 23-й воздушно-десантной бригады Константин Далегин погиб под Смоленском, в селе Гаврюково.
Сама Олимпиада Павловна во время войны была юной девочкой, училась в школе, работала в тылу. С марта по ноябрь в полях — трудилась на посевной, полола будущий урожай, собирала яблоки. Главной задачей было снабжение фронта провизией. Позже девушка была признана ветераном трудового фронта.
День Победы 9 мая в совхозе, где жила Олимпиада Павловна, праздновали, но главным праздником было возвращение близких домой. «Когда Ваня вернулся, полсовхоза собралось, всех звали к себе в гости, — с улыбкой вспоминает пожилая женщина. — Вечером он пришёл, а на другой день у нас был и поросёнок жареный готов, собрали родных, знакомых. Не могли нарадоваться!»
Есть, кому хранить память
Олимпиада Павловна рассказывает о близких и без конца обращается к семейному альбому. В нём собрана история семьи Далегиных от бабушек и дедушек труженицы тыла до её братьев и сестёр. Восстанавливать хронологию событий — кропотливый труд, который взяли на себя племянники Олимпиады Павловны. «Видишь, богатство какое? — с гордостью говорит она. — Когда Володя принёс мне альбом, я читала дня три подряд, не отрываясь». Владимир, сын Ивана Павловича Далегина, целый год провёл в архивах, чтобы восстановить фронтовой путь отца, собрать информацию о том, где служили его дяди. Для бездетной Олимпиады Павловны племянник всё равно что сын родной. Созваниваются каждый вечер, постоянно поддерживают связь. Дважды в неделю к Олимпиаде Павловне приходит социальный работник Оксана из «Комплексного центра социального обслуживания граждан». Оксана знает историю каждого из её близких наизусть и всегда готова не только помочь по хозяйству, но и поговорить по душам. Этого достаточно, чтобы Олимпиада Павловна не чувствовала себя одиноко.
Елена БАДАЛЯН
Фото: Наталья МАЙОРОВА