Двадцать лет назад, еще в школе с большим интересом, правда, многого не понимая, по рекомендации учителя прочитал «Имя розы». В то время мне казалось, что главной проблемой в романе является противопоставление догмы и ереси: мол, первая затормаживает историческое развитие, а вторая двигает его вперед. В «Маятнике Фуко», который, надо признать, очень тяжело читать из-за геперинтеллектуальной установки автора, все наоборот: ереси оказываются первопричиной суеверий, отравляющих человеческую жизнь и сознание. Несмотря на то, что Эко – атеист, ближе к концу его герой задается вопросом (а вместе с тем, думается, и сам писатель): почему нельзя просто верить в Божественное Откровение, а вместо этого постоянно стремится к оккультному знанию? «Маятник Фуко» - это настоящий компендиум ложных учений: здесь и тамплиеры, и розенкрейцеры, и Каббала, и разные виды герметизма, оккультизма, алхимии, здесь есть место даже Кундалини-йоге, и исламской мистике шиитского толка.
Однако, как блестяще отметила Елена Костюкович (переводчик романа) в предисловии к книге: в финале возникает ощущение, что автор включает свет в темной комнате, где до этого пугал читателя призраками разных концепций. Проблема так называемых «тайных знаний», по Эко, в том, что люди начинают в них верить и этой своей одержимой, слепой верой дают им жизнь. Стремление гордого ума познать то, что якобы скрыто от других, искушение гнозисом, самообожением без Бога бросает любопытствующего человека прямо в лапы демонов. Эко доказательно, шаг за шагом показывает, как оккультизм разрушает человеческую психику, доводя несчастных своих адептов до теории заговора, мании преследования и паранойи. Трое героев «Маятника Фуко», поначалу несколько скептически относящихся к «тайным знаниям», постепенно начинают в них верить, попутно изобретая сумасшедшую «теорию всего», которая их и губит.
Часто исследователи творчества Эко проводят параллели между «Маятником Фуко» и его эссе «Вечный фашизм»: и действительно, усилиями оккультистов-традиционалистов вроде Рене Генона и Юлиуса Эволы, как немецкий нацизм, так и итальянский фашизм обнажают свою мистическую подоплеку. Фашизм, по мысли Эко, - нечто пещерное, хтоническое, это культ так называемой «духовной Традиции», в которой, однако, нет ни грамма от авраамических религий, это жуткое варево из язычества, герметизма, оккультизма и разных видов нерелигиозной мистики. Важно, что герои романа впервые встречаются после 1968-го года, Эко по сути демонстрирует, что молодежная контркультура, совсем недавно обожествлявшая Маркса и материализм, вскоре попадет в болото самого дремучего мистицизма. Не берем в расчет «старых левых»: они как были, так и остались атеистами и материалистами, а вот «новые левые» после неудачи социальной революции быстро начинают практиковать какую-нибудь транцендентальную медитацию или что-то вроде того, открывают книжные магазины оккультной литературы и прочее.
Умберто Эко писал свой роман в 1980-е, когда всевозможные течения «нью-эйджа» почти полностью подчинили себе западную культуру: религиозный экуменизм, культурный синкретизм, эклектичное сближение самых диких и противоречащих друг другу мистических учений стали изнанкой постмодернистского состояния. И Эко это понимал. Подрыв метафизических оснований западной культуры, произведенный постструктурализмом, произвел обратное действие: лишенные духовных оснований, которые давало им долгие тысячелетия христианство, люди ринулись изучать «тайные знания», чтобы обрести онтологическую почву под ногами. Однако, как бы порой не было сложно читать «Маятник Фуко» именно из-за обилия шизофренических концепций, в финале Эко поступает, как умелый фокусник, разоблачающий свое мастерство. То, во что герои пытались заставить поверить доверчивого читателя, на самом деле не существует.
По мысли автора, теории заговора – это последние метанарративы, конец которых провозгласил постмодерн, однако, их множественность и эклектизм – причина того, что человек не может жить без смысла жизни, разуверившись в одном, он ищет опору жизни в других местах. Да, то, что представлено в романе – это паранаука, и таким высоколобым ученым, как Эко, науки достаточно, чтобы разоблачить своего «двойника». Однако, даже атеист и постмодернист, Эко понимает, что засилие духовного синкретизма – вина во многом именно антиметафизических интенций постмодерна. Так на пепелище уничтоженного христианства вновь появляется фашизм как альтернатива постмодерну, как призыв вернуться к Традиции. Эко показывает, что это за «Традиция» и как она разрушает человеческую личность. Еще Делез и Гваттари в «Анти-Эдипе» доказали, что «правое» сознание параноидально, ибо все стремится подвести под одно основание, а «левое» шизофренично, ибо одержимо множественностью.
«Маятник Фуко» - великая книга, необходимая для повышения градуса самокритики у интеллектуалов, которые обычно мнят себя умнее и выше всех. «Суеверия приносят несчастья» - так гласит один из эпиграфов к роману. По мысли Эко, главной, последней структуры, все объясняющей, нет, есть лишь игра независимых смыслов, «означающих без означаемого» (одна его научная работа так и называется «Отсутствующая структура»). Однако, если для «левых» и атеистов – это утешение, для всех остальных – вызов. И начинают эти «одержимцы» (или «бесноватые», в романе они названы и так, и так) искать истину в различной духовной грязи. После «Маятника Фуко» мне стало понятно, почему христианство запрещает читать оккультную литературу: это слишком большое искушение для ума, ума гордого, неуправляемого, стремящегося к самообожению, откровению без Бога. Христианство предупреждает, что оккультизм во всех своих модификациях от средневековых герметиков и алхимиков до Блаватской и Эволы – это духовная грязь, открывающая ум человека для общения с вечными темными умами, демонами.
Погружение человека в оккультные книги – это не некое ментальное приключение, как считают герои романа, а постепенное погружение в психическое расстройство (долгий опыт пребывания многих несчастных людей в различных сектах с большой доказательностью демонстрирует расстройства психики различных адептов «тайных учений»). «Маятник Фуко» вышел вовремя – в 1988 году, когда в СССР полным ходом действовали многоразличные экстрасенсы и маги, то же самое было и до революции 1917 года, в эру Серебряного века. Когда духовная грязь накапливается в таком количестве, социальный крах той или иной культуры неминуем. Эко пишет книгу, которой суждено было стать пророческой: совсем скоро читатели всего мира будет сходить с ума по «Коду Да Винчи», а ушлый Артуро Перес-Реверте будет быстро производить интеллектуальные детективы в духе Эко, только без философской подоплеки (так его знаменитый «Клуб Дюма» станет облегченной версией «Маятника Фуко»).
Читая второй роман Эко, порой думаешь, что твоя голова взорвется: так много информации, да еще и поданной в параноидальном ключе. Однако, автор всем ходом повествования и рассуждений героев доказывает, что любая эзотерика разрушает ум и личность человека, заставляя его поверить в собственную исключительность и избранность, а значит уничтожает его психику. Христианство демократично, экзотерично, оно ничего не скрывает, помогая человеку познать самого себя через общение с Богом, а различные виды оккультизма потворствуют гордыне ума, вводя человека в общение с безднами ада. Достаточно посмотреть витрины в любом газетном киоске, и мы увидим всевозможные журналы вроде «Тайн истории», «Гаданий», «Толкований снов» и прочей дребедени, помножим на это целые стеллажи с эзотерикой в книжных магазинах, и мы получим катастрофическую картину.
Людям в большинстве своем не нужны ни наука, ни религия, им хочется почувствовать себя не такими как все, им нужно то, что льстит их уму и гносеологическим способностям. Не всем из них, но интеллектуалам прежде всего, надо обязательно прочесть «Маятник Фуко», чтобы немного прийти в себя, протрезветь от эзотерической наркомании. В годы, когда постмодернистской культурой подорваны тысячелетние метафизические основания человеческого существования, и так велико искушение найти им оккультную альтернативу, часто помноженную на ориенталистские бредни, в пору вернуться к Богу, к Его Откровению во Христе, и стать причастным Его существованию через благодать, навсегда отвергнув от себя демонический гнозис, очиститься от духовной грязи, отравляющей душу и тело несчастного человека постсекулярной, иррациональной эпохи. Книга Эко в этом поможет, хоть и написана она ученым-атеистом.