Найти в Дзене
Это Камю или Ромен Гари? (о романе «Первый человек»)
Незаконченный роман Альбера Камю должен был стать социально-философским исследованием войны в Алжире: по сюжету главный герой, потерявший отца в Первой Мировой и выросший во французской колонии, становится, если судить по планам и заметкам автора, романтиком-революционером, борющимся против своего правительства на стороне угнетенных арабов. Трагическая гибель Камю не позволила достаточно скромной книге о детстве в Алжире перерасти в очередной экзистенциалистский манифест о свободе и достоинстве человека в пограничной ситуации...
2 недели назад
Ночная паника пловца (о новеллах Людмилы Петрушевской)
Знакомство с прозой Людмилы Петрушевской долгое время откладывал по неясным мне самому причинам, теперь, когда уже прочел всю Степнову и даже немного иноагента Улицкой, решил вернуться к давней идее. Читал небольшую книгу рассказов, изданную «Вагриусом» еще в 2002 году, если верить оглавлению, в нее вошли новеллы из четырех сборников, неравноценных по значимости и зрелости. Здесь есть текст-пророчество о пандемии ковида «Гигиена», жуткий рассказ о посмертной участи самоубийц «Черное пальто» и много других, в которых преобладает страшное содержание...
2 недели назад
Один из лучших российских романов последних лет (о «Рифе» Алексея Поляринова)
Спонтанно купленная по дешевке книга стала для меня откровением на прошедшие праздники: прочитанное за три дня увлекательное художественное расследование влияния деструктивных религиозных культов на психику и поведение людей в России и США еще и очень захватывающе написано. Поляринову удалось удачно соединить три до поры до времени независимых сюжетных линии (все о женщинах), да так, что от книги не оторваться (дочитывал вчера до глубокой ночи). Время действия – глухой полярный городок в эпоху «перестройки»,...
3 недели назад
Что было, если бы Германия победила? (о романе Филипа К. Дика «Человек в высоком замке»)
Вообще-то не люблю фантастику, вернее любил в подростковом возрасте, потом интерес к ней улетучился: в старших классах школы прочитал три романа Филипа Дика, а потом их благополучно забыл (хотя до сих пор помню свое ошеломительное ощущение от разгула авторской фантазии). Сейчас к 9 мая решил прочитать его вариант альтернативной истории «Человек в высоком замке» о том, что было бы, если Германия и Япония победили во Второй Мировой. Собственно это фактически единственное фантастическое допущение в книге, так в целом это почти реалистический роман...
3 недели назад
Чтение ко Дню Победы (о повестях Василя Быкова «Мертвым не больно» и «Пойти и не вернуться»)
Читая уже много лет хотя бы одно произведение ко Дню Победы, больше разочаровываюсь, чем восхищаюсь: так в прошлом году «Жизнь и судьба» Гроссмана показалась весьма вторичным романом, а «Прокляты и убиты» Астафьева несмотря на изобразительную мощь и талант автора вызвали неприятие своим антигуманизмом. Безоговорочно впечатлили лишь «Генерал и его армия» Владимова и повести Василя Быкова, прочитанные где-то лет пять назад, среди них были «Дожить до рассвета» и хрестоматийный «Сотников». Тогда же купил бумажное издание еще двух его повестей, но руки до них дошли лишь сейчас...
4 недели назад
Последний классик французской литературы (о книге Марселя Пруста «Обретенное время»)
Вот и дочитан этот семитомный роман: еще год назад даже представить себе не мог, что всего за два месяца не просто осилю, не с каким-то трудом и превозмоганием, но фактически с удовольствием, не имевшим себе равных в моем читательском опыте, прочту все тома этого удивительного текста. Это не какой-нибудь «Улисс», читающийся со скрипом и усилием, но зародыш Набокова, Газданова, Томаса Манна, Гессе и почти всего, что я люблю. Здесь нет экспериментов с пунктуацией, аморфного текста без знаков препинания,...
1 месяц назад
Самоанализ как бремя развитых душ (о книге Марселя Пруста «Беглянка»)
Ничего удивительного, что чтение шестого тома «В поисках утраченного времени» заняло всего три дня, ведь он самый короткий (около семисот электронных страниц). Известно, что «Беглянка» - это черновик, который Пруст не успел подготовить к публикации, все же в нем сохранена идейная преемственность с «Пленницей» и даже с «Содомом и Гоморрой», он читается как их логическое продолжение. На этот раз темой тома становится разрыв и утрата любимого человека, две первых трети книги составляют размышления рассказчика о том, что для него значила Альбертина...
1 месяц назад
Роман как доказательство бытия Бога (о книге Марселя Пруста "Пленница")
Буквально час назад закончил читать пятый том прустовского семикнижия: долго привыкал к смене переводчика, так что первую половину книги читал почти неделю, зато вторую проглотил за два дня. То ли дело в опечатках и ошибках электронной версии, то ли в общей небрежности перевода Любимова, но текст сначала показался удивительно бесцветным, лишенным какой-то сочности, блеска первых четырех томов в переводе Баевской. Однако, где-то ближе к середине Любимов показал себя виртуозом в передаче прустовских впечатлений от исполнения музыки...
1 месяц назад
Перенасыщение Прустом (о книге "Содом и Гоморра")
Раз в году к 9 мая читаю, пишу и записываю видео о какой-нибудь книге о Второй Мировой войне, но в сейчас, наверное, не успею, ведь чтение Пруста в самом разгаре – преодолено четыре тома из семи, при том что сложности вызвала лишь первая часть первого тома, остальное читается достаточно легко. Однако, при чтении четвертого тома, мы, можно сказать, достигаем точки перенасыщения: все равно, что прочитать всего Набокова залпом. Как это было и раньше, начало очередного тома бодрое, потом повторы и наконец,...
1 месяц назад
Дотошная анатомия нравов и не только (о книге Марселя Пруста «Сторона Германтов»)
Будучи уверен, что прочитать все семь томов Пруста подряд вряд ли удастся, хотел бросить это дело, но совершенно ничего не ожидая, взялся за третий том и все восемь дней чтения был им буквально поглощен. «Сторона Германтов» - возможно, самая сюжетная часть (по крайней мере, из первых трех прочитанных) семикнижья Пруста, название указывает на одну из дорог, которыми ходил рассказчик, одна из них (сторона Мезеглиза) вела к Сванну (оттого и название первого тома), вторая – к Германтам. Эти две дороги...
2 месяца назад
Повторение – мать учения (о книге Марселя Пруста «Под сенью дев, увенчанных цветами»)
Вдохновленный первым томом романа Пруста, взялся сразу за второй, который сам автор неслучайно называл «вялой интермедией»: не знаю как дальше, но читать остальные пять томов как-то не хочется. Быть может, дело в том, что «Под сенью дев, увенчанных цветами» не предлагают принципиально ничего нового в сравнении с первым томом. Да, язык прекрасен (по крайней мере, понятно, откуда Набоков заимствовал многие изысканные моменты в «Весне в Фиальте» и «Других берегах»), любовные переживания представлены...
2 месяца назад
Скоро кончится эпоха
Почему именно эта песня Цоя стала лейтмотивом фильма? Не только потому, что «Спокойная ночь» звучала в «Дураке», а мосты с кинематографом Юрия Быкова здесь очевидны, как на уровне концепции, так и исполнения. Важно, что режиссера два, один из которых еще и сценарист, а другой – оператор, поскольку визуально – здесь трамплин к Кричману и Звягинцеву (наиболее впечатляют рыдания в тумане). Можно сказать, что «Кончится лето» - фильм Быкова и Звягинцева, который на этот раз объединились, чтобы показать тщетную схватку дурака с Левиафаном...
2 месяца назад