Найти тему

Гонка аристократов. Первый автопробег по дорогам Кавказа 1911 год

В 1911 году в Черноморской губерни прошло грандиозное светское мероприятие. В честь открытия Сухумского шоссе был организован автопробег по маршруту Новороссийск - Гагра.

21 сентября 1911 в столице Черноморской губерни Новороссийске стартовал первый на Кавказе автопробег по маршруту Новороссийск - Гагра. Организаторы заезда - Императорское российское автомобильное общество и первое лицо Гагринской Климатической станции (ныне г. Гагра) принц Ольденбургский.

Участники автопробега 1911 года, архивное фото
Участники автопробега 1911 года, архивное фото

Гагра в тот период была территорией России, развивалась, как курорт для российской знати и именовалась Гагринская Климатическая станция.

В заезде принимали участие не только российские гонщики, но и представители иностранных государств. Всего 29 автомобилей разных марок.

Это сейчас расстояние между городами в 342 км (по автомобильной трассе) можно преодолеть за несколько часов. А в начале XX века (Сухумское шоссе уже было отстроено) на гонку было отведено 2 дня.

Автопробег Новороссийск - Сочи 1911 год, архивное фото
Автопробег Новороссийск - Сочи 1911 год, архивное фото

Дорога была трудной, по горному серпантину с крутыми подъемами и спусками. Несколько водителей не справились с управлением на крутых виражах и, хотя никто серьезно не пострадал, это повысило градус напряженности гонки. К тому же все поломки и неисправности, произошедшие в пути, участники гонки исправляли самостоятельно, т. е. обходились без всяких "техничек".

В Туапсе была часовая остановка. Заезд-заездом, а обед по расписанию.

Подкрепившись, участники автопробега двинулись дальше и ехали уже до самого вечера без перерывов.

Первый этап завершился в Аше в имении братьев Голубевых. А в 8 часов утра экипажи двинулись дальше в сторону Сочи.

Участок от Аше до Сочи (примерно 52 км) оказался самым сложным. Несколько машин сошли с дистанции.

Автопробег по Сухумскому шоссе1911 год
Автопробег по Сухумскому шоссе1911 год

В Сочи автомобилисты подкрепились и на своих железных конях помчались дальше, уже по более-менее ровному участку в сторону Гагры.

В Гагринской Климатической станции каждого финишировавшего встречала овациями толпа зрителей и лично принц Александр Петрович Ольденбургский. В раскинутых шатрах на набережной был организован праздничный обед, а вечером в честь участников автопробега состоялся бал.

Автопробег Новороссийск - Гагра 1911 год, архивное фото
Автопробег Новороссийск - Гагра 1911 год, архивное фото

От старта до финиша прибыло 23 автомобиля, 6 машин сошли с дистанции. Результаты фиксировались по очкам и оказались примерно равными у всех участников.

Гонка аристократов 1911 г

Поэтому на следующий день решено было провести еще одну, короткую гонку на расстояние в 1 версту (1.07 км), которая получила название "Гонка аристократов".

Граф Александр Коловрат был одним из влиятельнейших аристократов Австрии, архивное фото
Граф Александр Коловрат был одним из влиятельнейших аристократов Австрии, архивное фото

Как сообщают газеты того времени:

В гонках на версту с хода первый приз выиграл граф Александр Коловрат преодолев расстояние за 38,6 секунды (скорость около 98 км/ч), второй — барон фон Мекк Марк Николаевич на автомобиле "Мерседес". Третье – гонщик и конструктор фирмы "Бенц" Фриц Эрле на машине своей фирмы.

Госпожа Ставросельская, единственная женщина, участвововшая в заезде заняла 11 место на автомобиле "Штевер".

Для участников автопробега и отдыхающих в Гагринской климатической станции особ в честь первого автопробега по Сухумскому шоссе был дан бал в ресторане "Гагрипш". Кстати, ресторан "Гагрипш" был построен в 1902 году и действует до сих пор.