В 1911 году в Черноморской губерни прошло грандиозное светское мероприятие. В честь открытия Сухумского шоссе был организован автопробег по маршруту Новороссийск - Гагра.
21 сентября 1911 в столице Черноморской губерни Новороссийске стартовал первый на Кавказе автопробег по маршруту Новороссийск - Гагра. Организаторы заезда - Императорское российское автомобильное общество и первое лицо Гагринской Климатической станции (ныне г. Гагра) принц Ольденбургский.
Гагра в тот период была территорией России, развивалась, как курорт для российской знати и именовалась Гагринская Климатическая станция.
В заезде принимали участие не только российские гонщики, но и представители иностранных государств. Всего 29 автомобилей разных марок.
Это сейчас расстояние между городами в 342 км (по автомобильной трассе) можно преодолеть за несколько часов. А в начале XX века (Сухумское шоссе уже было отстроено) на гонку было отведено 2 дня.
Дорога была трудной, по горному серпантину с крутыми подъемами и спусками. Несколько водителей не справились с управлением на крутых виражах и, хотя никто серьезно не пострадал, это повысило градус напряженности гонки. К тому же все поломки и неисправности, произошедшие в пути, участники гонки исправляли самостоятельно, т. е. обходились без всяких "техничек".
В Туапсе была часовая остановка. Заезд-заездом, а обед по расписанию.
Подкрепившись, участники автопробега двинулись дальше и ехали уже до самого вечера без перерывов.
Первый этап завершился в Аше в имении братьев Голубевых. А в 8 часов утра экипажи двинулись дальше в сторону Сочи.
Участок от Аше до Сочи (примерно 52 км) оказался самым сложным. Несколько машин сошли с дистанции.
В Сочи автомобилисты подкрепились и на своих железных конях помчались дальше, уже по более-менее ровному участку в сторону Гагры.
В Гагринской Климатической станции каждого финишировавшего встречала овациями толпа зрителей и лично принц Александр Петрович Ольденбургский. В раскинутых шатрах на набережной был организован праздничный обед, а вечером в честь участников автопробега состоялся бал.
От старта до финиша прибыло 23 автомобиля, 6 машин сошли с дистанции. Результаты фиксировались по очкам и оказались примерно равными у всех участников.
Гонка аристократов 1911 г
Поэтому на следующий день решено было провести еще одну, короткую гонку на расстояние в 1 версту (1.07 км), которая получила название "Гонка аристократов".
Как сообщают газеты того времени:
В гонках на версту с хода первый приз выиграл граф Александр Коловрат преодолев расстояние за 38,6 секунды (скорость около 98 км/ч), второй — барон фон Мекк Марк Николаевич на автомобиле "Мерседес". Третье – гонщик и конструктор фирмы "Бенц" Фриц Эрле на машине своей фирмы.
Госпожа Ставросельская, единственная женщина, участвововшая в заезде заняла 11 место на автомобиле "Штевер".
Для участников автопробега и отдыхающих в Гагринской климатической станции особ в честь первого автопробега по Сухумскому шоссе был дан бал в ресторане "Гагрипш". Кстати, ресторан "Гагрипш" был построен в 1902 году и действует до сих пор.