Найти тему
Международная панорама

Я был пассажиром батискафа «Титан»: в моей расписке трижды упоминалась «смерть»

Оглавление

Майк Рейсс взял с собой побольше бумаги на дно северной части Атлантического океана на случай, если глубоководный аппарат, посетивший затонувший «Титаник» в прошлом году, не вернется на поверхность. Он хотел убедиться, что у него будет над чём написать последние шутки.

Рейсс — лауреат премии «Эмми», сценарист и продюсер «Симпсонов» — спустился почти на 4 километра вместе с четырьмя спутниками в батискафе «Титан» экспедиции OceanGate, чтобы увидеть исторические обломки.

«Он знал, что это очень опасно, — сказала вчера моим американским коллегам его жена Рейсса Дениз. — Но даже в самых ужасных ситуациях у него всегда есть в запасе шутка».

Тогда Рейсс благополучно вернулся, а вот теперь карбоновый подводный аппарат пропал. На борту находятся генеральный директор OceanGate Стоктон Раш, морской археолог Поль-Генри Нарголе, совершивший десятки погружений к этому месту, британский миллиардер-исследователь Хэмиш Хардинг, а также британо-пакистанский отец Шахзада Дауд и его сын Сулейман, потомки бизнес-династии.

На дне у «Титаника» побывала лишь небольшая горстка людей, в том числе чета Рейссов. В июле прошлого года Рейссы заплатили более 100 000 долларов — они отказались назвать точную сумму — за участие в экспедиции.

Майк Рейсс и его жена Дениз в северной части Атлантического океана в июле прошлого года, прежде чем автор комедии спустился на 13 000 футов на дно океана, где он мельком увидел обломки Титаника. Предоставлено Майком и Дениз Рейсс.
Майк Рейсс и его жена Дениз в северной части Атлантического океана в июле прошлого года, прежде чем автор комедии спустился на 13 000 футов на дно океана, где он мельком увидел обломки Титаника. Предоставлено Майком и Дениз Рейсс.

Они вылетели из дома в Нью-Йорке в Сент-Джонс на Ньюфаундленде, а затем отправились в плавание на борту теплохода «Полярный принц», проплыв 400 миль на юг.

У меня было достаточно времени, чтобы обдумать опасности столь рискованного путешествия на дно океана, говорит Рейсс.

«Смерть всегда скрывается, она всегда где-то в глубине души, — сказал 63-летний Рейсс моим коллегам. — Ещё до того, как вы сядете в батискаф, вы увидите длинную-длинную расписку, в которой смерть упоминается трижды на первой странице».

«Полярный принц» остановился примерно над обломками «Титаника», которые до сих пор пролежали на месте с 15 апреля 1912 года, и их видели всего несколько сотен человек. В космосе побывало больше людей, чем видели останки «непотопляемого» океанского лайнера.

63-летний Рейсс сказал, что диагноз COVID-19, поставленный его жене в последнюю минуту, прервал ее желание увидеть обломки «Титаника». Предоставлено Майком и Дениз Рейсс.
63-летний Рейсс сказал, что диагноз COVID-19, поставленный его жене в последнюю минуту, прервал ее желание увидеть обломки «Титаника». Предоставлено Майком и Дениз Рейсс.

Пара должна была нырнуть к обломкам, но Дениз в последний момент получила положительный результат теста на ковид и осталась на вспомогательном судне, наблюдая за спуском мужа.

Перед тем, как попасть на «Титан», Рейсс не проходил никакой специальной подготовки, кроме того, как надеть спасательный костюм.

Рейсс смог увидеть нос «Титаника» через иллюминатор, который лишь немного больше, чем дверца стиральной машины. Предоставлено Майком и Дениз Рейсс.
Рейсс смог увидеть нос «Титаника» через иллюминатор, который лишь немного больше, чем дверца стиральной машины. Предоставлено Майком и Дениз Рейсс.
Это схема тесного расположения на «Титан»: за один раз может вытянуться только один человек. OceanGate.
Это схема тесного расположения на «Титан»: за один раз может вытянуться только один человек. OceanGate.

Он и его четыре спутника-дайвера были заперты в подводном аппарате снаружи. Они принесли камеры, а затем сели на пол внутри изогнутого трюма длиной всего 22 фута.

«Это как если бы вы взяли минивэн и убрали все сиденья, вот столько места у вас есть, — сказал Рейсс. — Он красиво оформлен внутри, похож на зал ожидания в спа-салоне, тихий и удобный».

Затем они пошли ко дну «камнем», плавно падая 2 часа 30 минут.

«Батискаф очень, очень прост, — сказал ветеран телевидения журналистам. — Его толкают в воду, и он тонет, как камень. Достигает дна, а затем вы плывете, и вы вроде как питаетесь от двигателей, которые выглядят как настольные вентиляторы».

Было так спокойно, что Рейсс заснул.
«Люди говорят о волнении, острых ощущениях и о том, «Ты был напуган?», — продолжил Рейсс. — И это похоже на "Я чувствую, что сплю"».

Судно весом 10,5 тонны управляется контроллером видеоигры, сказал Рейсс. Он не чувствовал себя в безопасности во время погружения.

«Так что это суперпростая технология, которая очень успокаивает, — пошутил он. — Это никакие не высокие технологии».

Основатель и генеральный директор OceanGate Стоктон Раш управляет судном с помощью игрового контроллера. «Это не высокие технологии», — сказал Майк Рейсс в интервью. OceanGate / Джейден Пэн.
Основатель и генеральный директор OceanGate Стоктон Раш управляет судном с помощью игрового контроллера. «Это не высокие технологии», — сказал Майк Рейсс в интервью. OceanGate / Джейден Пэн.

По словам Рейсса, когда они упали на дно океана, пилот понял, что субмарина находится всего в полукилометре от основных обломков «Титаника».

«Но мы не знали, где именно, а компас перестал работать, — сказал Рейсс. — Мы потратили около 90 минут на поиски «Титаника», но там так темно».

К моменту, когда подводный аппарат «наткнулся» на место крушения, у пятерки оставалось всего 20 минут, чтобы вглядываться в трагический лайнер.

«Это просто случайный выигрыш. Это то, что вы получили. И вы во власти погоды, воды и технических проблем».

Все пятеро сгрудились вокруг крошечного иллюминатора, лишь немногим больше дверцы стиральной машины, выглядывая по очереди, чтобы увидеть устрашающее зрелище «Титаника», освещенного огнями «Титана».

«Мне казалось, что я лично вижу знаменитость, — сказал Майк, увидев обломки «Титаника». — Я подумал: «Вау, он выглядит именно так, как на фотографиях».

По словам Рейсса, пассажиры, которые отправились на место на следующий день, провели на дне океана более трех часов.

Рейсс не чувствовал тесноты или клаустрофобии внутри сосуда, который он насмешливо назвал «шедевром дизайна».

Среди пассажиров, застрявших внутри Титана, британский бизнесмен и авантюрист Хэмиш Хардинг, а также эксперт по Титанику Пол-Генри Наргеолет, бизнесмен Шахзада Дауд и его сын Сулеман. Генеральный директор и основатель OceanGate Стоктон Раш также находится на борту. АП.
Среди пассажиров, застрявших внутри Титана, британский бизнесмен и авантюрист Хэмиш Хардинг, а также эксперт по Титанику Пол-Генри Наргеолет, бизнесмен Шахзада Дауд и его сын Сулеман. Генеральный директор и основатель OceanGate Стоктон Раш также находится на борту. АП.

Но затем последовал долгий подъем с драматическим финалом.

«Красивый и гладкий» «Титан», похожий на что-то прямо из «Звездных войн», прошлым летом столкнулся с проблемами плавучести.

По словам Рейсса, чтобы решить эту проблему, экипажи привязали к судну огромные куски «высокотехнологичного пенополистирола» — «импровизированное» решение проблемы.

По словам Рейсса, когда «Титан» всплыл, лебёдка на «Полярном принце» подняла его прямо вверх.

«Когда нас схватила лебедка, батискаф внезапно стал вертикальным, и все мы, пятеро человек, рухнули на дно», — сказал Рейсс.

Майк и Дениз Рейсс на борту «Полярного принца» в июле прошлого года перед его погружением на место крушения «Титаника». Предоставлено Майком и Дениз Рейсс.
Майк и Дениз Рейсс на борту «Полярного принца» в июле прошлого года перед его погружением на место крушения «Титаника». Предоставлено Майком и Дениз Рейсс.

«Все наши компьютеры, наша еда, наша вода, всё просто упало на нас. И мы зависли так некоторое время».

Жена Рейсса наблюдала за каждой минутой восьмичасового пребывания мужа на «Титане» с «Полярного принца».

«Конечно, я все время очень беспокоилась, — сказала она. — Мы не должны были разлучаться, поэтому у меня были ужасные чувства на случай, если что-то случится. У меня был этот страх. Я наблюдала за каждой минутой погружения».

Пара ранее рассматривала возможность заказать еще одну экскурсию OceanGate, чтобы и Дениз могла увидеть обломки, потому что, хотя они оба очарованы «Титаником», на самом деле увидеть его действительно было в ее списке желаний.

«Это никогда не было моей мечтой, это была мечта моей жены», — сказал он.

Рейсс сказал, что не чувствовал себя в безопасности во время путешествия, поэтому не вернется на дно Атлантики. Он сравнил «тихий и уютный» интерьер «Титана» с залом ожидания в спа-салоне. Предоставлено Майком и Дениз Рейсс.
Рейсс сказал, что не чувствовал себя в безопасности во время путешествия, поэтому не вернется на дно Атлантики. Он сравнил «тихий и уютный» интерьер «Титана» с залом ожидания в спа-салоне. Предоставлено Майком и Дениз Рейсс.

Рейсс сказал, что не чувствовал себя в безопасности во время глубоководного погружения, поэтому больше не будет рисковать.

«Это определенно изобретается по ходу дела, — сказал он. — Я не хочу принижать это, но это напоминает мне ранние дни авиации или космической программы, когда много думали, а потом находили проблему».

«А что если они могли просто сидеть и ждать, пока истечет время, — сказал он о пяти пойманных в ловушку авантюристах. — Это очень страшная мысль».

OceanGate Expeditions готовит «Титан» в воскресенье перед его погружением к обломкам «Титаника» примерно в 700 км к югу от Сент-Джонс, Ньюфаундленд. Спасатели считают, что запас кислорода у группы может закончиться к утру четверга. АП.
OceanGate Expeditions готовит «Титан» в воскресенье перед его погружением к обломкам «Титаника» примерно в 700 км к югу от Сент-Джонс, Ньюфаундленд. Спасатели считают, что запас кислорода у группы может закончиться к утру четверга. АП.

Рейсс сказал, что сочувствует родственникам пяти пропавших без вести, когда спасатели, в том числе корабли береговой охраны США, во вторник прочесали Атлантический океан примерно в 435 милях к югу от Ньюфаундленда.

«Это очень крошечное судно в очень большом океане, — сказал он. — Оно создано для того, чтобы добираться туда, куда не может добраться ни один другой корабль, поэтому, если он застрянет на дне океана, я не вижу выхода».

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!

Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.)