Найти в Дзене
История живописи

Русский импрессионист из купеческой семьи, обожавший северную Русь

"Пейзаж (В лесу)", В.В. Переплетчиков, 1887. Краснодарский художественный музей.
"Пейзаж (В лесу)", В.В. Переплетчиков, 1887. Краснодарский художественный музей.

Как это уже не раз бывало в моих рассказах о художниках, перед нами снова тот случай, когда герой публикации изначально живописцем становиться не собирался. По крайней мере, его отец, будучи купцом и почетным гражданином Москвы, сыну прочил совершенно другую карьеру - коммерческую, естественно. Впрочем, совсем уж увлечению своего отпрыска он тоже не препятствовал, поэтому параллельно с обучением в Академии коммерческих наук Василий Васильевич Переплётчиков обучался в частной школе хорошо знакомого вам (надеюсь) Александра Киселева. А если вдруг нет, то пожалуйте в другую мою публикацию:

Любопытно, что поступив вольнослушателем в Московское училище живописи и ваяния в достаточно юном возрасте (9 лет от роду, год его рождения - 1863), Переплетчиков и здесь не сразу выбирает путь живописи, а поступает на архитектурное отделение. Но встретив там могучего ("верстового столба") Ивана Шишкина, он меняет своё решение и посвящает себя живописи (в основном пейзажной) и графике.

"Поляна в лесу", В.В. Переплетчиков, 1894. Частное собрание.
"Поляна в лесу", В.В. Переплетчиков, 1894. Частное собрание.
"Зимой в лесу", В.В. Переплетчиков, 1895. Третьяковская галерея, Москва.
"Зимой в лесу", В.В. Переплетчиков, 1895. Третьяковская галерея, Москва.

С 1880 года он начинает участвовать в выставках Училища, а также регулярно выезжать на этюды в Саввинскую слободу под Звенигородом, в Плёс и на Волгу со знаменитыми (в будущем) художниками И. Левитаном, С. Виноградовым и С. Коровиным. Впоследствии еще будет великое множество и выставок, в которых он участвовал (передвижники были среди них тоже), и обществ, в которых он состоял и к созданию которых приложил немало сил (к примеру, он был членом-учредителем Союза русских художников), перечислять все их я не буду, дабы не утомлять читателя.

Любовь к графике (возможно, унаследованная от Шишкина) тоже со времен обучения никуда не делась: Переплётчиков был инициатором издания альбома "Периодический выпуск рисунков русских художников", участвовал в оформлении журнала "Артист" да и свои альбомы с пейзажными рисунками издавал тоже.

"Весна", В.В. Переплетчиков, 1897. Музей-заповедник "Ростовский Кремль".
"Весна", В.В. Переплетчиков, 1897. Музей-заповедник "Ростовский Кремль".
"Урал", В.В. Переплетчиков, 1897. Художественный музей Алтайского края, Барнаул.
"Урал", В.В. Переплетчиков, 1897. Художественный музей Алтайского края, Барнаул.

Живописец на протяжении всей жизни много путешествовал по стране, но особенно ему приглянулся Русский Север. Именно там (в Архангельской губернии, если быть точным) его повстречал английский писатель-путешественник Стивен Грэм, писавший о русском художнике следующее:

В.В. Переплётчиков принадлежит к числу художников-импрессионистов. Его интересует более не форма, а душа того, что он видит. Его цель и стремление дать в своих картинах представление о настроениях природы...
"Река", В.В. Переплетчиков, 1898. Вятский художественный музей, Киров.
"Река", В.В. Переплетчиков, 1898. Вятский художественный музей, Киров.
"Гороховец. Сретенский женский монастырь", В.В. Переплетчиков, 1903. Ярославский художественный музей.
"Гороховец. Сретенский женский монастырь", В.В. Переплетчиков, 1903. Ярославский художественный музей.

А далее писатель любопытно рассказывает эпизод из русской глубинки, который для англичанина, конечно же, был "дивным дивом":

Мы вышли на улицу и пошли танцы: вальсы и польки. Девушки и молодые люди плясали босиком. Потом Переплетчиков плясал с Варварой Сергеевной "Камаринского мужика" и более уморительного представления я не видывал. Камаринская — это скорее балет, чем танец. Переплетчиков плясал, уперши большие пальцы рук в пояс, оттопырив все остальные пальцы, с откинутой назад головой, его подвижное лицо гримасничало всеми мыслимыми способами. Варвара Сергеевна, тоже с руками в пояс, исполняла женскую роль: выступала вперед, отступала назад, вся — застенчивость и дерзость. Те, кто видел русские крестьянские танцы в Лондоне, могли составить о них представление: гротескные па, пожатие плечами, время от времени уродливые и резкие движения тела. Русские национальные танцы грубы, но русские их любят.

Что касается живописного стиля Переплётчикова, то современные исследователи относят его также и к неоимпрессионизму (по крайней мере, если говорить о картинах, созданных в XX веке), называемому также дивизионизмом или пуантилизмом, последний термин может быть знаком вам, особенно, если вы давно уже со мной на канале:

"Глухомань. Дорога у деревни", В.В. Переплетчиков, 1900-е. Плёсский музей-заповедник.
"Глухомань. Дорога у деревни", В.В. Переплетчиков, 1900-е. Плёсский музей-заповедник.
"Белая ночь", В.В. Переплетчиков, 1907. Ульяновский областной художественный музей.
"Белая ночь", В.В. Переплетчиков, 1907. Ульяновский областной художественный музей.

Интересно, что многочисленные поездки художника на Русский Север вылились в итоге в целую книгу ("Север. Очерки русской действительности"), которая была издана за год до его смерти, в роковой для страны год - 1917. Как будто он подытожил этим свою жизнь, а дальнейшее существование уже было бессмысленным, поэтому и прекратилось. В свете этого уместно привести цитату именно из этой книги:

Природа суровая и величавая, полная жуткой прелести и неразгаданной тайны. Солнце в этой стране светит целый день, так что теряешь в конце концов представление о времени. Не то день, не то ночь. В безбрежном океане мерещатся миражи, чудятся допотопные животные и в душу невольно заползает мистический ужас.
"Северное село", В.В. Переплетчиков, 1913. Запорожский художественный музей.
"Северное село", В.В. Переплетчиков, 1913. Запорожский художественный музей.
"У большой реки", В.В. Переплетчиков, 1912. Иркутский областной художественный музей.
"У большой реки", В.В. Переплетчиков, 1912. Иркутский областной художественный музей.

Таким получился мой сегодняшний рассказ о художнике, общественном деятеле и писателе Василии Переплётчикове. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.

P.S. Прошу вас добавляться в мой недавно созданный ТГ-канал. Пока что там довольно-таки пустынно, но постепенно буду добавлять записи, сначала старые, а затем, вполне возможно и то, что по различным причинам не публикую здесь. В общем, подписывайтесь, если вас интересует мое творчество и спасибо вам за доверие.

"Черемуха цветет", В.В. Переплетчиков, 1915. Третьяковская галерея, Москва.
"Черемуха цветет", В.В. Переплетчиков, 1915. Третьяковская галерея, Москва.