Найти тему
История живописи

"Здесь нет природы, а какая-то импотенция!" - Левитан за границей

Впервые Исаак Левитан выехал за границу в 1890 году, посетив Париж, Венецию, Берлин и другие европейские города. Именно в тот год, Чехов, будучи хорошим другом Левитана, удивлялся в письме к своей сестре:

Мне странно, что Левитану не понравилась Италия. Это очаровательная страна. Если бы я был одиноким художником и имел деньги, то жил бы здесь зимою. Ведь Италия, не говоря уже о природе ее и тепле, единственная страна, где убеждаешься, что искусство в самом деле есть царь всего, а такое убеждение дает бодрость.

Однако же, Исаак Левитан действительно не был в восторге от заграницы. Он, как настоящий русский художник, вдохновлялся красотами именно родной страны, о чем не раз напишет в своих письмах. Но давайте все же посмотрим на несколько картин, которые великий пейзажист написал по мотивам путешествия в эту, столь любимую Чеховым, страну:

"Близ Бордигеры на севере Италии", И.И. Левитан, 1890. Третьяковская галерея, Москва.
"Близ Бордигеры на севере Италии", И.И. Левитан, 1890. Третьяковская галерея, Москва.
"Берег Средиземного моря", И.И. Левитан, 1890. Третьяковская галерея, Москва.
"Берег Средиземного моря", И.И. Левитан, 1890. Третьяковская галерея, Москва.
"Весна в Италии", 1890. Третьяковская галерея, Москва.
"Весна в Италии", 1890. Третьяковская галерея, Москва.
"У берега моря. Италия", 1890. Русский музей, Санкт-Петербург.
"У берега моря. Италия", 1890. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Венеция. Рива дельи Скьявони", 1890. Очень напоминает творчество импрессионистов.
"Венеция. Рива дельи Скьявони", 1890. Очень напоминает творчество импрессионистов.

В 1894 году Левитан отправится в свое второе европейское путешествие. Начнет он его в австрийской столице, затем будет озеро Комо на самом севере Италии, а потом и Франция. И вот что он напишет из этой поездки:

"Скажите мне… зачем я здесь? Что мне здесь нужно, в чужой стране, в то самое время, как меня тянет в Россию и так мучительно хочется видеть тающий снег, березку?.."

Наверняка эту мысль Чехов бы снова не оценил, но они в тот момент не общались с Левитаном - художник был обижен на писателя из-за того, что тот выставил на всеобщее обозрение его личную историю взаимоотношений с замужней женщиной (Софьей Кувшинниковой) в рассказе "Попрыгунья". Посмотрим же на картины из этого путешествия:

"Вилла Карлотта на озере Комо. Набережная", 1894. Третьяковская галерея, Москва.
"Вилла Карлотта на озере Комо. Набережная", 1894. Третьяковская галерея, Москва.
"Озеро Комо", 1895. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Озеро Комо", 1895. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Корниш. Юг Франции", 1895. Дагестанский музей изобразительных искусств, Махачкала.
"Корниш. Юг Франции", 1895. Дагестанский музей изобразительных искусств, Махачкала.

В июне 1896 года Левитан ненадолго посетит Финляндию, которая тогда была в составе Российской империи, и именно про нее и напишет те строки, что легли в основу названия статьи. Напишет он Чехову, с которым тогда уже они снова стали общаться, после нескольких лет перерыва.

Вот уже 3 недели, как шляюсь по этой Чухляндии, меняя места в поисках за сильными мотивами, и в результате – ничего, кроме тоски в кубе [....] Итак, природа виновата, и в самом деле, здесь нет природы, а какая-то импотенция! Тоскую я несказанно, тоскую до черта!
"На севере", 1896, Третьяковская галерея, Москва.
"На севере", 1896, Третьяковская галерея, Москва.
"Море у финляндских берегов", 1896. Иркутский областной художественный музей.
"Море у финляндских берегов", 1896. Иркутский областной художественный музей.
"Остатки былого. Сумерки. Финляндия", 1897. Третьяковская галерея, Москва.
"Остатки былого. Сумерки. Финляндия", 1897. Третьяковская галерея, Москва.

В следующем, 1897 году, по рекомендации врачей из-за ухудшения здоровья, он снова отправится в Европу, в этот раз в основном в районе Альп. Именно эти горы Левитан не раз запечатлеет на своих полотнах:

"Цепь гор. Монблан", 1897. Третьяковская галерея, Москва.
"Цепь гор. Монблан", 1897. Третьяковская галерея, Москва.
"В Альпах весной", 1897. Частная коллекция.
"В Альпах весной", 1897. Частная коллекция.
"Альпы. Снега", 1897. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
"Альпы. Снега", 1897. Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Закончу сегодняшнее повествование о заграничных путешествиях художника замечательными словами самого Исаака Левитана:

Зачем ссылают сюда людей русских, любящих так сильно свою родину, свою природу, как я, например?! Неужели воздух юга может в самом деле восстановить организм, тело, которое так неразрывно связано с нашим духом, с нашей сущностью!? А наша сущность, наш дух, может быть только покоен у себя, на своей земле, среди своих, которые, допускаю, могут быть минутами неприятны, тяжелы, но без которых еще хуже. С каким бы восторгом я перенесся в Москву! А надо сидеть здесь, по словам докторов (съешь их волки!)

Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.

#живопись #история #картины #искусство #русская живопись #левитан #культура #искусствоведение #пейзаж