Найти в Дзене
История живописи

Что заставило автора картины стереть себя с неё?

Французский художник Жорж-Пьер Сёра прежде всего известен тем, что является основателем неоимпрессионизма или пуантилизма (от французского point -точка). Буквально этот стиль можно перевести как "точечность" - и это очень верная характеристика манеры письма, полистайте галерею работ, написанных в этой стилистике и судите сами: В этой же стилистике, рассчитанной на оптический эффект слияния мелких деталей при взгляде на расстоянии, написана картина, на которой Сёра изобразил модель и свою возлюбленную - двадцатилетнюю Мадлен Кноблох. Но сначала был эскиз картины, на котором техника пуантилизма заметна гораздо сильнее ввиду размера тех самых точек (point). Сёра тщательно скрывал свои отношения с моделью, зарубежные исследователи считают, что из-за ее происхождения - из "рабочего класса". Удивительно было увидеть такой термин в современных западных статьях, такое чаще видишь в советских изданиях, однако, бывает и такое. Сам Сёра был из богатой, буржуазной семьи, учился в Школе изящных ис

Французский художник Жорж-Пьер Сёра прежде всего известен тем, что является основателем неоимпрессионизма или пуантилизма (от французского point -точка). Буквально этот стиль можно перевести как "точечность" - и это очень верная характеристика манеры письма, полистайте галерею работ, написанных в этой стилистике и судите сами:

В этой же стилистике, рассчитанной на оптический эффект слияния мелких деталей при взгляде на расстоянии, написана картина, на которой Сёра изобразил модель и свою возлюбленную - двадцатилетнюю Мадлен Кноблох. Но сначала был эскиз картины, на котором техника пуантилизма заметна гораздо сильнее ввиду размера тех самых точек (point).

Эскиз к картине, датируемый 1889 годом
Эскиз к картине, датируемый 1889 годом

Сёра тщательно скрывал свои отношения с моделью, зарубежные исследователи считают, что из-за ее происхождения - из "рабочего класса". Удивительно было увидеть такой термин в современных западных статьях, такое чаще видишь в советских изданиях, однако, бывает и такое. Сам Сёра был из богатой, буржуазной семьи, учился в Школе изящных искусств, и круг его общения был соответствующий - вряд ли бы его связь одобрили в той среде, где он вращался.

Об этом же говорит и история о том, как художник убрал себя с этой картины - его друг (который как раз таки не знал об отношениях Сёра с моделью), увидев незаконченное еще полотно откомментировал, что изображение художника в раме выглядит комично. И смущенный Сёра закрасил его, изобразив картину (или зеркало) в бамбуковой раме на стене (очевидно, дань модному тогда "японизму", как к примеру на картинах Ван Гога). Именно в таком виде эту работу французского художника и видят посетители галереи Курто в Лондоне.

"Пудрящаяся женщина", Ж-П Сёра, 1889-1890
"Пудрящаяся женщина", Ж-П Сёра, 1889-1890

Сёра одновременно дразнит и обожает свою модель, изображая ее вопреки общепринятым традициям портретной лести, как комично несоразмерную ее крошечному туалетному столику в стиле рококо. Как отмечали исследователи, пышные формы изображенной женщины - это результат визуального экстаза Сёра, который, без сомнения, был влюблен в свою модель, хоть и тщательно скрывал это от общества.

Рентген картины делали несколько раз в XX веке, но они только позволили увидеть, что под изображением вазы с цветами есть другой слой краски, однако было неясно, что именно там изображено. И только в 2014 году, благодаря новым технологиям инфракрасной спектроскопии, было обнаружен единственный автопортрет Жоржа Сёра, на котором он изобразил себя за мольбертом, работающего над картиной. А эта странная картина в бамбуковой раме со створками изначально всё-таки была зеркалом.

-4

Впоследствии любовница французского художника родила ему ребенка, который, к сожалению, умер вскоре после своего отца, рано скончавшегося в возрасте 31 года от болезни (какой именно неясно). Узнав о его смерти, другой представитель неоимпрессионизма Люсьен Писарро напишет своему отцу, известному художнику Камилю Писарро: "Пуантилизм умер вместе с ним". Тот согласится с сыном и добавит, что "Сёра, несомненно, внёс в живопись что-то новое". Что касается Мадлен Кноблох, то она получила в наследство некоторые картины Сёра, но после его смерти прервала всякое общение с его семьей.

Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.

#история #живопись #искусство #импрессионизм #мировое искусство #картины #сера