В “Сказании о Мамаевом побоище” повествуется о том, как перед сечей князь просит Сергия Радонежского отпустить из лавры братьев Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Христианские имена нам привычны и знакомы. А вторые? Что это - прозвища, фамилии? Братья ли богатыри на самом деле или слово употребляется в контексте “монастырской братии”?
Кто же стал героем?
С уверенностью можно сказать, что Дмитрий Донской знал воинов ранее и ехал в Лавру именно за ними.
В поэме “Задонщина” о братьях говорят как о брянских боярах, принявших монашеский постриг. Этот источник историки считают более близким к истине - текст написан примерно спустя 50 лет после битвы. Тогда как “Сказание” - значительно более позднее произведение и содержит много неточностей и домыслов.
На момент появления на Куликовом поле оба брата были немолоды (их зовут старцами). Значит, князь знал их со времен прошлых сражений - вряд ли перед серьезной битвой он искал бы монахов.
Брянщина в тот исторический период входила в состав Литовского княжества. Скорее всего, Пересвет и Ослябя - имена, привычные для тех мест в ту эпоху. А вторые имена братья получили при постриге. Можно только догадываться, что привело мужчин к иночеству - в исторических источниках есть упоминание о погибшем на Куликовом поле сыне Осляби. А значит - как минимум, у него была семья.
Итак, герои русской истории - воины-монахи с балтийскими корнями.
Исторический поединок
Согласно “официальной” версии татарин Темир-мурза (или печенег Челубей) похвалялся силой и удалью перед построившимися войсками, искал себе достойного соперника. Сойтись в схватке согласился Пересвет. Бойцы съехались на манер рыцарских поединков более поздних времен. Якобы русский воин перед поединком видел, что нестандартно длинное копье татарина дает тому преимущество. Пересвет пошел на сближение, зная, что получит смертельный удар. Но инерция помогла - Темир-Челубей тоже был сражен. Более того, конь донес умирающего русича до “своих”, тогда как ханский воин распростерся на земле. Это позволило говорить о победе княжеского поединщика.
Описание поединка появляется лишь в уже упомянутом “Сказании”. Поэтому ряд историков считают его вымыслом. Также высказываются предположения, что воины с возрастом просто отошли от дел, а их монашество придумано позднее с целью популяризации церкви.
Подписыватесь и узнавайте факты из истории России.