О, эти бурные 1950-е! Сокрушительное поражение, неминуемое наказание и даже расформирование столь любимой болельщиками команды ЦДСА (ЦСКА). Строительство стадиона «Лужники». Появление первых звезд московского спорта и первый успех советского футбола — в далекой Австралии. Блистательный Бобров, закатившаяся звезда Эдуарда Стрельцова и единственный вратарь - обладатель «золотого мяча» Лев Яшин.
Все эти события, конечно, сопровождалось страстями футбольных болельщиков. Читатели «Московских историй» вспоминают колоритную фигуру: сопровождавшую любимую команду не одно десятилетие - «Машку-ЦСКА».
Виктор Терехов
Поскольку болею за "Динамо", естественно, стадион "Динамо" был родным домом. У Западной трибуны находился стенд с таблицей чемпионата СССР по футболу. Там каждый день собирались болельщики со всей Москвы - поспорить, узнать последние новости. Помню знаменитую Машу, которую пропускали на все стадионы без билета. Её знали все футболисты и болельщики. Она была кладезь знаний и, как сейчас говорят, инсайдер. Помню ее хриплый голос: "Товарищи болельщики, прослушайте информацию..."
Очевидец
Место под западной трибуной "Динамо" именовалось "Трепаловкой". Трепаловка запечатлена в кинофильме 1952 года "Спортивная честь". У Маши-ЦСКА всегда был в руках картонный чемоданчик с закругленными углами, с оттиснутой на боку эмблемой Московского фестиваля молодежи и студентов 1957 года. С такими хаживали в школу старшеклассницы. Говорили, что она в 1940-х играла в женской команде русского хоккея за ЦСКА.
Фурор среди болельщиков произвело появление на футбольной сцене 17-летнего Эдуарда Стрельцова — паренька из подмосковного тогда города Перово, дебютировавшего в 1955 году в сборной СССР. Блистательная игра, решающие голы. Так, в чемпионате СССР 1957 года Стрельцов забил 12 мячей в 15 матчах, что принесло торпедовцам серебряные медали. На юную голову обрушилась всенародная слава. Ее сопровождала верная спутница — звездная болезнь, а ту, в свою очередь, ощущением вседозволенности. Все кончилось плохо - приговором. На свободу он вернулся только в 1963 году — уже другим. Но на футбольное поле снова вышел и снова забивал голы.
Гораздо позже, уже по окончании им в 1970 году спортивной карьеры, легендарного Стрельцова довелось повстречать читателю «Московских историй».
СНОВА В СССР!
Мне довелось увидеть Эдуарда Стрельцова на поле в 1973 году. Я учился в радистской учебке в городе Сыктывкар, столице Коми АССР. И туда приехала сборная ветеранов СССР. Её пригласили сыграть с местной командой на городском стадионе. Для поддержания порядка нашу учебную роту снарядили в охрану - усадили на первых рядах стадиона. Так что Стрельцов был у меня, что называется, "на ладони"! Народ млел, наблюдая игру прославленного футболиста. И часто раздавались реплики: "Эдик здесь сидел, а теперь блистает на поле!" Бывалые болельщики поймут, о чём шла речь.