Найти в Дзене

Портрет олигарха в интерьере советской фантастики: бизнес на страхе

Иллюстрации разных изданий советских лет к рассказу Алексея Толстого «Союз пяти»
Иллюстрации разных изданий советских лет к рассказу Алексея Толстого «Союз пяти»

Пожалуй, первопроходцем в создании портрета американского капиталиста, не брезгующим никаким преступлением ради выгоды, стал Алексей Толстой в рассказе «Союз пяти». Миллиардер Игнатий Руф, объединяет группу олигархов, не названных по имени, но таких же беспринципных деловых воротил. Руф уничтожив Луну хочет напугать человечество и на возникшей панике неплохо заработать. Он считает, что купив всю собственность путём биржевых спекуляций станет властелином Земли.

Толстой рисует портрет Руфа несколькими грубыми мазками – огромные руки, огромная нижняя челюсть, глубоко вдавленные большие уши.…

Остальные «неизвестные отцы» примечательного внешнего облика не имеют, они всего лишь сосредоточены, с сильными скулами и упрямыми затылками, впрочем, имёна их также не названы.

В семь дней, Руф хочет овладеть промышленными рычагами мира: …Мы должны произвести столбняк, временный паралич человечества. Острие ужаса мы направим на биржу. В несколько дней мы обесценим все ценности. Мы приобретем пакеты акций тех предприятий, которые обеспечат нам безраздельную власть.

На деле Руф не так уж прост, он не боится джентльменов, которые считают войну основным потребителем промышленного рынка, для него они просто трусливые шакалы. Его план направлен против консервативно-мыслящей промышленной буржуазии, тех, кто видит в войне неизбежного разрядителя промышленного кризиса, – в своем роде пульсирующее сердце мира, которое периодическими толчками гонит фабрикаты по артериям рынков. Эти джентльмены очень опасны, они консервативны, упрямы и политически могущественны. Но и борьба с буржуазией имеет другую, скрытую цель – свернуть шею революции.

Игнатий Руф с успехом пользуется методами информационной войны, он раздаёт чудовищные авансы ученым-популяризаторам и писателям, обладающим хотя бы каплей фантазии. На книжный рынок полились потоки астрономических рассказов, утопий, мрачной мистики, апокалипсических поэм. И ещё один способ нагнетания истерии: Руф опубликовал поддельный документ Московского Совнаркома, чем вызвал в Польше бешеный взрыв ненависти.

Иллюстрации 1959 года к рассказу Алексея Толстого «Союз пяти»
Иллюстрации 1959 года к рассказу Алексея Толстого «Союз пяти»

За семь дней ужаса разрушения спутника Земли «Союз пяти» овладел двумя третями мирового капитала и двумя третями индустрии, при поддержке войск, состоящих из негров, Руф свергает президента и захватывает власть. Однако, люди, вначале запуганные грядущей гибелью мира в итоге устали бояться. Олигархи лишились поддержки, их бросили даже черные гвардейцы. В результате свершилось, то, чего пятеро олигархов и боялись более всего – революция.

Способ, которым Руф хотел утвердить единоличную власть, достаточно анекдотичен и потому, видимо, карикатурен и конец этой самой власти. Капиталисты, вместе с их капиталами, оказываются никому не нужны, их попросту просят освободить помещение под нужды рабочего класса, (напрашивается аллюзия – которые тут временные, слазь...)

Наука
7 млн интересуются