В первый год работы в школе можно научиться не всему, но очень многому. Например, что самым сложным в профессии учителя оказались вовсе не дети, а осознание, что ты планировал всё не так. Хотел быть классным, у тебя был серьёзный план, знал, каким ярким, каким нескучным, каким отважным, каким зовущим в приключения учителем будешь, но ты немного не учел, что пока к этому придешь, может внутри оказаться скрипящий по швам минимум ресурсов, что на седьмом уроке тебя просто не хватит, и не потому что к предыдущим готовился лучше, а потому что кусочки себя ты уже раздарил. Это реальность, которую нужно принять, чтобы энтузиазм в работе при первом же таком столкновении «ожидание/реальность» - не пропал.
А еще оказалось, что даже в своем благом стремлении быть деликатным и учтивым учителем - есть риск сильно переусердствовать. В самом начале бывает тяжело говорить ученикам про их ошибки, не для кого не секрет, что люди не любят быть неправыми, и каждый раз, когда на уроке в девятом классе один мальчик давал мне частично верные ответы, я пыталась притянуть их за уши и довести до того самого нужного. Но фраза ученика, сказанная по-детски честно и откровенно, стала отправной точкой для новой модели реагирования на ошибки:
- «Медина Умаровна, если я не прав, скажите мне, что я не прав».
Немного позже наткнулась на методику «Правильно есть правильно», которая «позволяет провести четкую грань между частично и полностью правильным ответом, между относительно хорошим и хорошим на все 100 процентов»
Для наглядности ситуация из книги Дуга Лемова «Мастерство учителя»: у учащегося спрашивают, в каких отношениях находились семейства Монтекки и Капулетти в начале шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». «Они не любили друг друга», – отвечает ученик.
Но вся соль в том, что этот ответ можно назвать полностью правильным только после того, как он будет уточнен и дополнен. Ведь они не просто не любили друг друга. Больше того, они уже не в первом поколении враждовали. А сам ученик об этой немаловажной детали не упомянул ни словом. Это и есть «округление в сторону увеличения».
Нельзя занижать стандарты - чтобы не ослаблять мыслительный процесс учеников. Нельзя обкладывать подушками действительность, которая с каждым годом будет увеличивать свои требования к способностям учащихся.
Следующий вывод, который сделан путем проб и ошибок - если вам что-то надоело, это ещё не значит, что это надоело вашим детям.
Мы каждый раз хотим удивлять и ценой нескольких посредственных уроков учимся проводить такие, за которые могли бы получить «учителя года». Но важнее регулярность и стабильность, чтобы дети, видя в расписании ваш урок, осознавали, что это гарантия качества. Лучше быть постоянным в хорошем, чем выстреливать раз в год на открытом уроке.
И последний инсайт, который возник за не долгий, но насыщенный период работы в школе, таков: если у тебя нельзя научиться тому, чего нет в книгах, дети попросту исчерпают интерес к предмету. Глубокий человек с широким кругозором заинтересует целый класс с мелом в руке, а иной - даже с передовыми технологиями останется без «зрителей».
Медина Паршоева, выпускница ЧГПУ, учитель биологии СОШ №7 г. Грозного