Найти тему
Кот Мостик

Чоргуньский мост-акведук: кот Мостик — про инженерное чудо

С детства люблю мосты!
С детства люблю мосты!

Я, как мостостроитель, везде мосты подмечаю. Этот малыш на реке Черной в Севастополе в сотни раз меньше моего Крымского моста — его длина всего 12 метров. Зато хвастливый — жуть! Говорит, что появился по инициативе самого адмирала Лазарева и спас флот. Как? Я все узнал!

Гармония природы и инфраструктуры.
Гармония природы и инфраструктуры.

В позапрошлом веке в бухте Севастополя завелись корабельные черви. Пожиратели древесины могли легко отправить на дно даже большой корабль. Острозубые прогрызали дыры в деревянных днищах. Даже медная обшивка их не останавливала. Ну и аппетит!

«Морские термиты» пообедали. Фото — из Интернета.
«Морские термиты» пообедали. Фото — из Интернета.

Флот спасали в пресной воде, которую «морские термиты» терпеть не могут. Суда заводили в наполненные доверху доки Лазаревского Адмиралтейства, где черви погибали. Потом корабли сушили, вредителей вытаскивали крючками, дыры конопатили.

Вот, как выглядят доки. Фото — из Интернета.
Вот, как выглядят доки. Фото — из Интернета.

Тонны пресной воды в доки поставлял Севастопольский акведук — длинный самотечный канал. Его проложили почти за 20 лет по инициативе Михаила Лазарева. Сам адмирал руководил строительством водовода, а спроектировал его инженер Джон Уптон — автор Графской пристани и Башни ветров.

Портрет М. П. Лазарева. Художника — Е.И. Ботман.
Портрет М. П. Лазарева. Художника — Е.И. Ботман.

Такой водовод — не просто труба, а система из тоннелей и мостов! Его протянули от Черной речки по Инкерманской долине до комплекса доков — почти 18 км. И ни одного насоса! Мост, с которого я начал свой рассказ, часть этого инженерного чуда.

Никаких насосов для воды. 18 км самотеком!
Никаких насосов для воды. 18 км самотеком!

Чоргуньским этот мост назвали в честь соседнего села Черноречье: раньше оно было Чоргунью. Построили его в древнеримском стиле — с арочными пролетами. Опоры поставили прямо на дно реки. Сверху соорудили желоб, облицованный гранитом. Да-да, по нему 170 лет назад потекла вода.

Высоты не боюсь, ведь вырос в «строительных лесах».
Высоты не боюсь, ведь вырос в «строительных лесах».

Во время Крымской войны часть Севастопольского акведука разрушили. Мост на реке Черной уцелел и потом еще несколько лет подавал воду для орошения полей и огородов. Он и сейчас помогает — люди переходят по нему с одного берега на другой.

Картина маслом! Кажется, мой фотограф — дальний родственник Лагорио.
Картина маслом! Кажется, мой фотограф — дальний родственник Лагорио.

Почти за два столетия арки успели состариться и теперь прячут морщины за зеленой вуалью из мха и плюща. И только! В целом мост отлично держится. Сложно поверить, что его ни разу не реконструировали. Строители постарались: сложили его из инкерманского камня на века.

Чоргуньский мост-акведук на картине Льва Лагорио.
Чоргуньский мост-акведук на картине Льва Лагорио.

Мост-акведук стал любимым местом художников. Ученик Айвазовского — пейзажист Лев Лагорио — запечатлел его на холсте. А сколько здесь было свиданий и романтичных фотосессий! Ну не знаю… Зачем кто–то еще, когда такая инженерная красота?

Живописно, правда?
Живописно, правда?

Если еще не видели Чоргуньский мост-акведук, обязательно полюбуйтесь. Ищите его между селами Черноречье и Хмельницкое. Кто уже был в этом живописном месте, делитесь своими красивыми фотографиями!

Наука
7 млн интересуются