Найти тему
7K подписчиков

МОЗАИКИ ФРОЛОВЫХ

#архифакты

Мы продолжаем цикл рассказов о российских мозаичистах — сегодня познакомим вас с династией Фроловых. Ее представители известны не только тем, что создали мозаики для убранства Исаакиевского собора, Спаса на Крови, а в советское время — для траурного зала мавзолея Ленина и станций Московского метрополитена. Фроловы организовали первую в России частную мастерскую декоративной мозаики и изобрели новый способ ее изготовления, значительно удешевивший и ускоривший технологический процесс.

Исаакиевский собор. Тайная вечеря. Мозаичная мастерская Академии художеств. Смальта. 1900–1902 гг. C оригинала Н. Майкова.
Исаакиевский собор. Тайная вечеря. Мозаичная мастерская Академии художеств. Смальта. 1900–1902 гг. C оригинала Н. Майкова.

Во главе династии
Основателем династии стал Александр Никитич Фролов — один из мастеров, работавших над мозаичными иконами Исаакиевского собора и получивший за это звание академика.
Идея заменить фрески Исаакия на мозаику появилась у Огюста Монферана — из-за высокой влажности их было трудно сохранить и приходилось переписывать по несколько раз.
В 1851 году в Петербурге при Академии художеств было открыто «мозаичное заведение», а также организовано производство смальты на стекольном заводе. В этом же году в Исаакиевском соборе начались мозаичные работы, которые продолжались до 1917 года. За это время было создано 62 мозаики, общей площадью свыше 600 кв. м.
Александр Никитич Фролов работал в мозаичном отделе Академии художеств с 1856 по 1890 год, завершил он работу в должности его заведующего. В январе 1888-го старший сын Александра Никитича — Александр Александрович — представил докладную записку с подробным описанием мер, которые позволят совершенствовать выполнение мозаичных работ. Среди них — выполнение мозаики с любого вида работ при достаточной надлежащей прочности, сокращение срока исполнения, уменьшение стоимости и веса мозаики в несколько раз.

Храм Спаса на Крови.
Храм Спаса на Крови.

Первая частная мозаичная мастерская
В 1890 году Александр Александрович организовал собственную мастерскую. Он внедрил в ней обратный метод создания мозаики. Смальту наклеивали на кальку, зеркальный рисунок будущего изображения заливали цементом, а в конце пленку смывали. В 1895 году мастерская Фролова выиграла конкурс на выполнение наружных мозаик Спаса на Крови, обойдя итальянских и немецких конкурентов. Трудились мозаичисты и над интерьерами собора. На протяжении двенадцати лет сорок мастеров создавали настоящие художественные шедевры, которые прославились на весь мир.
После смерти Александра Александровича Фролова мастерскую возглавил его младший брат Владимир Александрович. Эти годы считаются расцветом мозаичного предприятия династии Фроловых.

Где можно полюбоваться на мозаики мастерской Фроловых
Они украсили здания Общества поощрения художеств на Большой Морской, Общества взаимного кредита на набережной канала Грибоедова, 13, аптеку Пеля, дом компании «Зингер», дом Набоковых.
Мастерская Фроловых изготовила мозаичную таблицу Менделеева для Палаты мер и весов, мозаичные иконы для фасада храма Богоявления Господня на Гутуевском острове.
Холстом для мозаичной живописи стал фасад доходного дома герцога Лейхтенбергского на Большой Зелениной улице. Владимир Фролов подбирал цвет смальты, следуя модному в живописи течению «пуантилизм» — смешение цветов было достигнуто за счет оптического эффекта. По фризу дома расположены пять мозаичных панно по эскизам художника Сергея Шелкового. Изображены поля, холмы, река, дымящиеся трубы.
Икона «Спаситель, благословляющий детей», изготовленная в мастерской Фроловых по рисункам академика Александра Новоскольцева, была случайно обнаружена под слоем штукатурки во время обследования здания Института кино и телевидения на улице Правды. До революции там располагался Училищный совет при Синоде. Долгое время она считалась утраченной. Ее отреставрировали и открыли в 2015 году.

В советское время
После революции мастерская Фроловых была закрыта, а Владимир Фролов продолжил работать в Академии художеств. Архитектор Алексей Щусев во время строительства Мавзолея Ленина пригласил его изготовить из мозаики стилизованные красные знамена. Эта работа оживила интерес к мозаике, которую считали «религиозным» искусством. В последние годы жизни Владимир Фролов работал над мозаиками для станций московского метро «Маяковская», «Автозаводская». Над мозаикой для станции «Павелецкая» по эскизам Александра Дейнеки, размещенной в итоге на станции «Новокузнецкая», Владимир Фролов работал в 1942 году. Он успел закончить мозаику, работу вывезли из Ленинграда по Дороге жизни. Сам Владимир Фролов погиб в блокадном городе.