Евгений получил исковое заявление о расторжении договора купли-продажи, позвонил отцу:
- Папа, я не понял. Деньги я тебе отдал, ты договор подписал. В квартире я живу.
- Ничего не знаю. Денег не видел . Расписка есть? Нет. Акт приема-передачи есть? Тоже нет. Следовательно, денег не давал, квартиру не передавал. Расторгаем договор и возвращаем квартиру.
- Деньги вернешь?
- Не видел я никаких денег. Квартира моя. Вдобавок цены на квартиры выросли, я выгоднее продам.
Суд первой инстанции рассмотрел дело: и буквально прочитал: на момент подписания договора деньги переданы. Доказательств иного истец – отец Евгения – не предоставил.
На момент регистрации в Росреестре претензий продавец не предъявлял, претензий не слал.
Отец заявил:
- Он и денег не дал, и квартиру отказывается принять.
Евгений привел свидетелей, что он проживает в этой квартире. Принес квитанции, подтверждающие оплату коммунальных платежей.
Суд зафиксировал, что квартира фактически передана покупателю, и отсутствие акта приема-передачи не является основанием для расторжения договора.
И в иске отцу отказал.
Тот обжаловал и пошел в апелляционную инстанцию. Вот тут Евгения ждал сюрприз.
Апелляция заявила:
Нет письменных доказательств, что деньги переданы. В договоре передача просто напечатана, и прямо под этой строкой подпись о получении денег истец не поставил. Значит Евгений не доказал, что деньги переданы: ни расписок, ни перевода по счету. Следовательно, квартира не оплачена, решение меняем, договор должен быть расторгнут.
Краевая судебная коллегия поддержала апелляцию. Дело дошло до Верховного суда РФ.
Судебная коллегия рассмотрела дело и сказала: утверждения апелляции о необходимости расписки или переводов по счету нормами законодательства не предусмотрено. В договоре написано, что деньги переданы при подписании, продавец претензий не имеет.
Суды не обратили внимание, что в Росреестр отец и сын пришли вместе подавать документы, лично. И в течение года никаких действий по возврату не предпринимал. Покупатель туда въехал и жил, сделал ремонт, оплачивал платежи. Лицевой счет открыт на его имя. Эти моменты в суде не оспаривались продавцом, и не отрицались.
отсутствие акта приема-передачи квартиры хотя и нарушает условия договора (п. 4), однако не влечет для продавца такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора, в связи с чем основания для расторжения договора на основании п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации в данном случае не имеется.
В любом случае менять договор – это надо претензию выставлять. Продавец выставил, денег попросил, а вот расторгать договор – не просил.
Поэтому апелляционная инстанция и краевая коллегия приняли незаконные решения.
Суд постановил: отменить, направить в апелляцию на новое рассмотрение.
Евгений все же остался с квартирой. У отца не получилось получить и деньги, и квартиру вернуть. Больше они не общаются. На его звонки Женя не отвечает. Живет счастливо со своей семьей, общается с мамой.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 22.05.2018 N 58-КГ18-11
Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.