Найти тему

Почему публика и критики не приняли «Благовещение» Россетти

Оглавление

«Благовещение» — картина английского художника Данте Габриэля Россетти. Полотно создано в 1850 году и в этом же году было представлено на выставке в Королевской Академии художеств, где картину встретили крайне враждебно. Попробуем разобраться — почему?

Данте Габриэль Россетти, Благовещение, 1850
Данте Габриэль Россетти, Благовещение, 1850

По канону?

На полотне мы видим традиционных персонажей — Марию и Архангела Гавриила, который принес ей благую весть. В руках у Гавриила — лилия, символ чистоты Марии, часто изображаемый в подобных сюжетах. Ещё один привычный символ — голубь, обозначающий Святой Дух. Также на картине мы видим цвета, типичные для сюжета: белый — цвет непорочности, голубой — цвет Богоматери, красный — символ крови христовой. Но почему же, если художник во многом следовал традиционным канонам, эта картина вызвала такой негатив?

Данте Габриэль Россетти, Благовещение, 1850 — фрагмент
Данте Габриэль Россетти, Благовещение, 1850 — фрагмент

Что не так?

Несмотря на использование привычных символов, Россетти трактовал всю сцену нетипично — а это опасно, когда речь идет о религиозных сюжетах с выработанными канонами. И первое, что вызывало негатив у современников — эмоции Марии. Она в «неправильном» настроении, не воодушевлена, не испытывает принятия и благоговения перед чудом и своей миссией. Мария не выглядит святой, на этой картине она — рядовая женщина, которая ошарашена происходящим, она как бы отшатнулась от незваного гостя, ничего не понимает, если не больше — пренебрегает, выражает нежелание принять свою судьбу. В картине нет идеализации, такая трактовка была недопустимой.

Данте Габриэль Россетти, Благовещение, 1850 — фрагмент
Данте Габриэль Россетти, Благовещение, 1850 — фрагмент

Почему Россетти трактовал сцену так?

Пока я упоминала только одну претензию к картине Россетти, на самом деле — их гораздо больше. Но отвлечемся немного на самого художника. Почему он написал сюжет именно так?

Дело в том, что Данте Габриэль Россетти входил в круг Прерафаэлитов. Это бунтари от мира искусства романтического склада. Они бросали вызов современному им режиму, практике постоянного копирования античных образцов и живописи прошлого эпохи Возрождения. В академизме они видели пагубное влияние, видели категории подражания, которые не несут за собой внутреннего смысла, чувственной энергии, того, из чего должно состоять, по их мнению, настоящее искусство.

Данте Габриэль Россетти. Автопортрет. 1847
Данте Габриэль Россетти. Автопортрет. 1847

Одним из основных принципов Прерафаэлитов было следование «правде жизни», «правде деталей». Они противопоставляли индивидуализацию черт идеализированной форме, тщательно изучали мелочи, натуру, науки, чтобы как можно точнее изобразить реальность. И следование «правде жизни» как раз и привело к такой трактовке «Благовещения».

Изображая эмоции Марии художник следует, если можно так сказать, «физиогномической правде». Он изобразил реакцию на подобную ситуация простого человека. Именно за счет этой правды Россетти достигает высокого эмоционального накала в своем произведении. Мы видим не возвышенную меланхоличную сцену, не просто патетичную композицию, но частный случай их жизни обычного человека, на которого, как снег на голову, свалилась нежданная весть.

Подобный вектор работы с библейскими темами был просто недопустим, картину раскритиковали в пух и прах. Но для Прерафаэлитов художественная правда во многом и заключалась в поиске гармоничного соединения божественного и реального.

Что ещё не так с картиной?

.Продолжая тему «правды жизни»: Россетти изобразил в религиозном сюжете реальных людей, что тоже нетипично и вызывало вопросы. Натурщиками художника для «Благовещения» стали его брат и сестра.

Ещё кое-что про реализм: белый цвет, доминирующий на картине и вроде бы символизирующий чистоту, не белоснежный, не сверкающий, а скорее грязновато-бытовой, как будто после нескольких стирок.

Вертикальный формат — тоже нетипичное решение. Узкое полотно вызывает ощущение легкой клаустрофобии, замкнутости. Крупные предметы, хоть их и не много на картине, несколько «давят» на персонажей.

Данте Габриэль Россетти, Благовещение, 1850 — фрагмент
Данте Габриэль Россетти, Благовещение, 1850 — фрагмент

Облик Марии, которую как бы застали врасплох, тоже вызывал вопросы у зрителей. Обычно Архангел приходил к будущей Богоматери во время молитвы. На картине же Россетти мы видим девушку на кровати, в её одеждах критики усмотрели ночную рубашку.

Облик Архангела тоже вызвал возмущение. Меньшее из зол — отсутствие крыльев. Но также зрители отметили его наготу, едва скрытую одеждой. Ярые критики сочли сцену просто непросто неприличной.

Подытожим

Работа Данте Габриэля Россетти «Благовещение», хранящаяся сейчас в Британской галерее Тейт в Лондоне, крайне критиковалась на салоне 1850 года. На фоне картин предшествующих эпох, где Мария всегда преисполнена выдержки и достоинства, полотно Прерафаэлита выглядело провокационно. Разразившийся скандал даже подтолкнул Россетти к решению на значительное время отказаться от масляной живописи.

Кстати, упомянутый скандал касался ещё одного Прерафаэлита и религиозного сюжета. «Благовещение» Россетти выставлялось с «отвратительной», по мнению современников, работой — картиной Миллеса «Иисус в доме своих родителей». Об этом полотне я, может быть, расскажу в следующих статьях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить :)