Найти тему
Коллекция заблуждений

Будущий Верховный правитель Александр Колчак был героем -полярником и искал Землю Санникова.

Неудивительно, что в интернете стала очень популярна версия, будто это адмирал Колчак написал романс «Гори, гори, моя звезда». И хоть это всего лишь легенда, но такое ощущение, что каждое слово романса на самом деле о нем! Будущий Верховный правитель России появился на свет 4 ноября 1874 года. Его отец — офицер морской артиллерии, прини- мал участие в обороне Севастополя во время Крымской войны, был среди последних защитников Малахова кургана и даже попал в плен к французам. Существовала семейная легенда, что их род восходит к турецкому паше, и действительно, во внешности адмирала было что-то экзотическое. Но выделялся он не только внешностью. Вот как описывал его будущий адмирал М.М. Смирнов, учившийся с ним в Морском кадетском корпусе: «Колчак, молодой человек невысокого роста, сосредоточенным взглядом живых и выразительных глаз, глубоким грудным голосом, образностью прекрасной русской речи, серьезности мыслей и поступков внушал нам, мальчикам, глубокое к себе уважение. Мы чувствовали в нем моральную силу, которой невозможно не повиноваться, чувствовали, что это тот человек, за которым надо беспрекословно следовать. Ни один офицер- воспитатель, ни один преподаватель корпуса не внушал нам такого чувства превосходства, как гардемарин Колчак. В нем был виден будущий вождь».

Казалось бы, жизнь будущего Верховного правителя начиналась максимально далеко от коридоров власти — Александр Колчак увлекся наукой. После окончания Морского кадетского корпуса он добился зачисления в Русскую полярную экспедицию. В 25 лет он отправляется на поиски земли Санникова — легендарного острова-призрака, который довелось увидеть вдали русскому промышленнику Санникову. С тех пор уже на протяжении 100 лет найти ее и владеть ей мечтали русские, американцы и канадцы. Руководитель экспедиции барон Толль своими глазами смог разглядеть однажды таинственную землю на горизонте и с тех пор не сомневался в существовании Арктиды — северного полярного континента, который мечтал открыть во время этой экспедиции. Барон де Толль и его соратники провели две зимовки в нечеловеческих условиях Крайнего Севера — без современных навигаторов, сверхтеплой одежды и со стремительно тающими запасами еды... Это был настоящий подвиг.

В первую зимовку они совершали многодневные пешие походы, им приходилось самим впрягаться в упряжки ездовых собак, чтобы помочь тем продираться сквозь снега и метель. Отогреться не удавалось и во время ночевок в палатках, так крепки были заполярные морозы. Тем более удивляют цифры: в ледяную стужу однажды они за 40 дней смогли пройти 500 верст на собачьих упряжках! В другие времена года на Край- нем Севере было не легче. Сам Александр Васильевич Колчак спокойно вспоминал: «Высадки наши на берега были затруднительные — шлюпка садилась на мель, и чтобы выбраться на берег, приходилось совершать путешествие по вязкому илу, под которым часто встречалось ледяное дно. Эти путешествия всегда кончались невольными купаньями, а отсут- ствие запасов одежды ставило нас в крайне неприятное положение все время находиться в сыром платье, что при температурах около 0 градуса было временами очень тягостно». Только представьте себе вечно сырую одежду... Это не прошло бесследно для здоровья: всю жизнь Александр Васильевич после этих «плаваний» мучился от страшных неизлечимых ревматических болей суставов. Уже в это время стало понятно: Колчак из той породы, из которой делают настоящих героев. Барон Толль писал во время одного из их маршрутов: «Колчак пребывал в трудовом экстазе, он бодрее и сохранил достаточно энергии, чтобы дойти сюда, в то время как я готов был сделать привал в любом месте». Когда он провалился в ледяную воду и получил сильное обморожение, то переживал не об этом, а о том, что выронил и утопил единственный прибор для измерения высоты ледников.

-2

Но «Земля Санникова» все ускользала от героиче- ских исследователей... В конце экспедиции ее руководитель барон Эдуард Толль вместе с небольшой группой полярников пропал без вести. Александр Васильевич обратился в Академию наук и организовал спасательную экспедицию, за 7 месяцев обошел все острова Новосибирской группы, но найти друга так и не смог...

Стоянку Толля в тридцатых годах обнаружили уже советские иссле- дователи, а вот разгадать загадку таинственной Земли Санникова оказа- лось сложнее. По личной просьбе известного геолога В.А. Обручева, автора романа «Земля Санникова», по которому был снят знаменитый фильм, на ее поиски в советское время были посланы самолеты арктиче- ской авиации и... ничего не нашли! По одной из версий, Земля Санни- кова, как и многие известные сегодня арктические острова, состояла из вечной мерзлоты, то есть ископаемого льда со слоем грунта сверху. Со временем лед растаял, и она просто исчезла, как это произошло с некоторыми другими арктическими островами.

Кстати, то, что тот самый Колчак принимал участие в этой знаменитой полярной экспедиции, большевики долгие годы замалчивали... Так же как не говорили и об его огромнейшем вкладе в науку. Во время своих полярных экспедиций он собрал так много материалов, что для их изуче- ния Академия наук созвала отдельную комиссию. Самый масштабный труд Колчака — ученого и полярника — «Лед Карского и Сибирского морей» — намного опередил свое время, и по сей день это одна из основных монографий по полярным льдам. Также это Александр Васильевич Колчак начал разработку и освоение Северного морского пути! Он командовал одним из двух ледокольных пароходов Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. Эта-то экспедиция и совершила самое последнее значительное географическое открытие на земном шаре — нашла архипелаг Северная Земля! И это помимо многочисленных заливов, бухт и морей Арктики, которая теперь стала Русской. Фантастическая биография...

И вот тут-то в его судьбе и случился первый крутой разворот: Русско-японская война.

Продолжение следует.