Доминирование Китая в области электромобилей создает стратегические возможности и проблемы по обе стороны Атлантики
Глобальный переход к электромобилям (EV) представляет собой значительную стратегическую возможность для Китая, производители автомобилей которого уже лидируют на мировом рынке аккумуляторов и технологий экологически чистой энергии. Однако ответы политиков в Соединенных Штатах и Европейском Союзе расходятся: протекционистские меры в США контрастируют с низкими тарифами и субсидиями на импорт аккумуляторных батарей в ЕС. Тем не менее, обе стороны признают угрозу растущего влияния Китая в отрасли, влияющего на дебаты о торговле, рабочих местах и изменении климата.
США вводят существенный 27,5-процентный тариф на автомобили китайского производства и усиливают протекционистские меры посредством принятия президентом Джо Байденом Закона о снижении инфляции. Кроме того, двухпартийная враждебность по отношению к Пекину затрудняет открытое проникновение китайских автопроизводителей на рынок США. Напротив, сравнительно открытый рынок Европы и поддерживающая политика открыли стратегические возможности для китайских начинающих автомобильных брендов. Более низкие тарифы ЕС на импортные автомобили в сочетании с национальными субсидиями на электромобили привлекли китайских производителей на европейский рынок.
Репутация Китая в автомобильной промышленности быстро превратилась из производства низкокачественных имитаций в настоящего конкурента западным брендам. С внутренним рынком, который превосходит любой другой, Китай продал ошеломляющие 27 миллионов автомобилей в прошлом году, по сравнению с 13,75 миллионами в США и 9,25 миллионами в ЕС. Лидерство Китая в секторе электромобилей еще более заметно: в прошлом году в стране было зарегистрировано две трети из 5,4 млн электромобилей с аккумуляторными батареями в мире. Китай также контролирует около 76 процентов мировых мощностей по производству аккумуляторных батарей, что дает его автопроизводителям конкурентное преимущество.
Китай уже закрепился на рынке США, несмотря на торговые барьеры. Китайский автопроизводитель Geely, например, владеет шведским производителем Volvo и его дочерней компанией Polestar, производящей роскошные электромобили, которая строит завод в Южной Каролине. Генеральный директор Ford Джим Фарли признает китайцев основным конкурентом, признавая потенциал Китая стать локомотивом отрасли.
В Европе присутствие Китая создает еще больший потенциал для разрушения. Мандат ЕС на чистые автомобили, намеченный на 2035 год, создает возможности для китайских брендов. Продажи обусловлены щедрыми надбавками к покупкам в богатых странах, таких как Франция, Германия и Нидерланды. В прошлом году китайские фирмы инвестировали 24 миллиарда долларов в европейскую экосистему электромобилей, что составляет более половины прямых инвестиций Китая на континенте. Поскольку ЕС сильно зависит от китайских инвестиций в аккумуляторную промышленность, возникают опасения по поводу возможного исчезновения положительного сальдо торгового баланса, что приводит к растущему давлению на Европейскую комиссию с целью повышения тарифов на иностранные автомобили.
С другой стороны, китайские производители электромобилей сталкиваются с другими перспективами в Северной Америке из-за более высоких тарифов, введенных рынком США. Подозрение в отношении Китая широко распространено как среди республиканцев, так и среди демократов, и существует нежелание принимать правила ЕС в отношении чистых автомобилей. Предпринимаются усилия по ограничению влияния Китая на автомобильную промышленность США, как это видно из правил поиска источников Закона о снижении инфляции, которые запрещают налоговые льготы для электромобилей, произведенных за пределами Северной Америки. В то время как китайские автомобильные компании, такие как Polestar, имеющие защитную шведскую принадлежность, могут открывать заводы в Северной Америке, те, у кого нет такой поддержки, сталкиваются со значительным сопротивлением со стороны законодателей.
Повышенное внимание к влиянию Китая может парадоксальным образом помешать развитию цепочки поставок аккумуляторов в США, что является ключевой целью недавнего законодательства о климате. Недавние примеры антикитайских настроений включают отзыв гранта, предоставленного техасской компании на строительство завода по производству аккумуляторных батарей в Теннесси, и критику, с которой столкнулся Форд за сотрудничество с китайским производителем аккумуляторов. Высказываются опасения по поводу препятствия развитию технологии электромобилей и ущемления интересов клиентов, которые могли бы извлечь выгоду из достижений китайских компаний.