В Петербурге поставили памятники военному подвигу педагогов и докторов
Учителя и медики – ангелы блокадного Ленинграда
Возле петербургского Музея обороны и блокады Ленинграда в Соляном переулке теперь стоят две бронзовые фигуры – медика и учителя. Подвиг их переоценить невозможно: и педагоги, и доктора продолжали трудиться в блокадном городе наперекор бомбёжкам, холоду и голоду. Врачи проводили операции при отсутствии воды, тепла и сил. А учителя стали для детей вторыми мамами – заботились о том, что у воспитанников и в головах, и в желудках.
Спасли тысячи, потеряв каждого пятого сотрудника
Монумент блокадному врачу открыли 27 января 2023-го, в день 79-летия снятия блокады Ленинграда. Два бронзовых медика – доктор и медсестра – стоят возле раненого бойца на фоне полуразрушенных стен и окон. Памятник высотой 3,4 метра – работа скульптора Владимира Бродарского.
У многих современных медицинских учреждений Петербурга блокадная история. В больнице имени Раухфуса был госпиталь, где выхаживали детей с крайней степенью истощения. Ни на день не останавливала работу Мариинская больница, принимавшая раненых. Не прекращали работу институт имени Вредена и роддом имени Снегирёва: за годы блокады в Ленинграде появились на свет почти сто тысяч малышей.
Бесперебойно работала служба скорой помощи и Ленинградский институт переливания крови – за годы войны было заготовлено и отправлено на фронт более 500 тысяч доз крови.
– В военное время появились первые люди, страдавшие от истощения. Поначалу медики выезжали на каждый вызов, если на улице человек падал без сознания, но потом перестали: не хватало ни машин, ни людей, ни топлива, ни сил, – рассказывают в Музее истории скорой помощи. – К концу ноября 1941 года от голода погибли более 11 тысяч человек, к концу декабря – 53 тысячи…
Голодных, больных дистрофией людей такие же голодные и слабые санитары перевозили зимой на санках, а летом на тележках. И всегда сотрудники были в белых халатах, надетых на ватники и телогрейки.
За 900 дней блокады скорая помощь Ленинграда спасла тысячи жизней, но потеряла каждого пятого сотрудника.
На уроках учили, как вести себя при бомбёжке
Годом ранее в Соляном переулке открылась предыдущая скульптура авторства Бродарского – памятник блокадному учителю. Инициатором установки такой скульптуры стала пережившая блокаду учительница Надежда Строгонова. В сентябре 2022-го героическому педагогу исполнилось 102 года, половину жизни она посвятила школе.
Учительская карьера Строгоновой началась случайно. Юная Надя росла в бедной семье, где было восемь детей, отучилась в техникуме на бухгалтера. За два года до войны приехала в Ленинград на курсы повышения квалификации и стала подрабатывать секретарём спецшколы № 18. Однажды её попросили подменить заболевшего педагога начальных классов. Понравилось. И Надежда осталась в школе.
Несколько лет она вела математику в средних классах, а позднее отучилась на учителя начальной школы. В блокаду здание школы № 18 отдали под детдом. Полуживая, с дистрофией третьей стадии и цингой, она отпаивала лежачих сирот чаем. Многие дети умирали у неё на руках, но 625 ребятишек Надежда с коллегами подняли на ноги и эвакуировали по Дороге жизни.
В августе 1942 года школа заработала вновь.
– Первые уроки были о том, как вести себя при обстреле и спускаться в бомбоубежище. В школах организовали питание, давали горячий суп – жмыховый или дрожжевой. Дети спешили в школу, потому что дома было голодно, холодно, мама на работе, а здесь тепло, ждёт «классная мама», есть еда. Старшие ребята уходили после уроков на заводы, но проблем с учёбой не было ни у кого, – рассказывает Строгонова.
Убежала за 10 минут до взрыва
Школы не стало 16 апреля 1943 года: здание разнесло вражеской бомбой, погибли пять учителей. Если бы не рисковое решение директора отпускать детей по домам, невзирая на тревогу, не стало бы и детей. Саму Надежду уберегла судьба, она убежала домой за 10 минут до бомбёжки. Взрывная волна накрыла её дома, и с тех пор Строгонова стала терять слух.
В первые дни после взрыва учительница чудом нашла директора столовой, согласившегося накормить 200 детей без продуктовых ученических карточек, хотя это могло караться расстрелом. Позднее ценные талончики отыскали под руинами школы в несгораемом шкафу.
За полторы недели Надежда с выжившими коллегами перебрались в новое здание школы. Сами носили парты, латали дыры фанерой и картоном, мыли полы, таскали дрова.
«Если бы не ученики, не выжила бы»
Директор школы Александр Строгонов стал её мужем. Но через год после войны, отведя два урока математики, он умер от сердечного приступа. Надежда осталась с четырёхмесячным сыном на руках.
– Если бы не ученики, я бы не выжила. Замуж больше не выходила. Жизнь выдалась тяжёлая, но интересная, невзгоды меня закалили, – подытоживает Надежда Васильевна.
На её жакете – почётные медали «За доблестный труд во время войны» и «За оборону Ленинграда». На пенсию Надежда Васильевна ушла в 55 лет из-за проблем со слухом, но продолжала быть учителем – подрабатывала репетитором.
– Главный секрет долголетия – окружающая обстановка: если вокруг любящие люди, а у тебя самого доброе сердце, то больше ничего и не нужно, – заключает учительница.
Анна ПОСЛЯНОВА, Арина МИФТАХУТДИНОВА, Санкт-Петербург
Фото: Олег ЗОЛОТО, архив Военномедицинского музе, waralbum.ru
© "Союзное государство", № 02, 2023
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!