Страдания братьев из-за разногласий между их родителями усугублялось нечестной, пристрастной, беспощадной прессой. Их отца обычно изображали либо чопорным, либо чудовищем. Что было правдой? Почему он был жесток с их матерью? Кого они должны любить больше?
Тина Браун. Дворцовые бумаги. Глава 11. Потерянные мальчики. Детские переживания принцев. Часть 1. Начало здесь
Лагерь принца считал, что невозможно победить то, что они считали перформативным воспитанием Дианы. Не было смысла пытаться превзойти все образы Дианы с мальчиками, которые мгновенно становились знаковыми свидетельствами материнской любви — и неадекватности отца. Усилия Чарльза по защите сыновней неприкосновенности частной жизни и его подлинная отцовская привязанность за кадром никогда не сравнится с газетной сенсацией, которой становились фотографии, распространяемые по всему миру. «Я не очень хорош в роли обезьяны-исполнителя», — ворчал он, признавая, что в эпоху СМИ у него есть смертельный недостаток.
Война Уэльских, как ее теперь называли, бушевала с нарастающей жестокостью. Как часто бывает, подчиненные оказались хуже самих главных героев: два лагеря королевских советников были так же виноваты во вражде, как и супружеская пара, каждая сторона постоянно придумывала истории, которые могли бы очернить другую.
9 декабря 1992 года премьер-министр Джон Мейджор объявил в парламенте новость о разводе Чарльза и Дианы. Два принца с грустью слушали, как их родители предупреждали их заранее в гостиной директора в Ладгроув. «Надеюсь, теперь вы оба будете счастливее», — сказал Уильям с душераздирающей зрелостью после того, как оба мальчика выплакались.
Средства массовой информации, которым их учили улыбаться, превратились в алчных врагов. После развода супругов как будто рухнули все границы, испарилось всякое уважение. Погоня за «Гретой Гарбо Ди», как прозвали ее таблоиды, стала прибыльным кровавым спортом папарацци. Главной наградой было заставить ее плакать. В книге «Игра в кости с Ди», опубликованной за год до смерти Дианы, соавторы, папарацци Марк Сондерс и Гленн Харви, открыто высмеивали страдания своей жертвы. Сондерс рассказывает, как Диана взывала к конфиденциальности своих сыновей: «Ваши линзы очень устрашающие, очень устрашающие… дети находят их такими пугающими». На что Сондерс пишет: «Устрашающе. В тот день Диана выучила новое слово».
Прогулки с матерью становились невыносимо напряженными. Однажды летним днем 1993 года Диана повела мальчиков на утренний показ Парка Юрского периода на Одеон-Лестер-сквер. Безобразная толпа папарацци ждала, чтобы наброситься, когда они вышли. Харви пишет, что «в поле зрения [его] мелькнула черная вспышка»:
Это была Диана, но это была Диана, которую я никогда раньше не видел. Это было ее лицо, но теперь оно было красным и перекошенным. Она мчалась к нам сквозь толпу. Ее глаза были прикованы к нам, а затем она, как дикий зверь, издала крик. Она набросилась на фотографов, неоднократно крича: «Вы превращаете мою жизнь в ад».
Подобные образы будут преследовать Уильяма и Гарри в последующие годы. «Одно из чувств, которое всегда возникает, — это беспомощность», — рассказал Гарри. — Быть слишком молодым, быть парнем, но слишком маленьким, чтобы быть в состоянии помочь женщине. В данном случае вашей матери. И так каждый божий день».
Навязчивыми были и откровения, которые продолжали подрывать их веру в то, что говорили им родители. Их братские узы были укреплены глубоким недоверием ко всем, кроме друг друга. Вся подготовка, которую они прошли, чтобы представлять идеальный мир королевских приличий, была подорвана грязной правдой секретов их родителей.
Они были глубоко потрясены признанием их отца Джонатану Димблби в том, что принц Филипп заставил его жениться на Диане и что он изменил Диане с Камиллой. Утром 17 октября 1994 года их вызвали в кабинет директора для встречи с Дианой, которая в очередной раз примчалась в Ладгроув, чтобы устранить причиненный ущерб. Они хотели получить ответы. По словам Эндрю Мортона, Уильям, которому тогда было двенадцать, спросил ее: «Это правда, мама? Правда ли, что папа никогда тебя не любил?»
Почти одновременно они были огорчены последствиями публикации «Влюбленной принцессы», сенсационного откровения, написанного журналисткой Daily Express Анной Пастернак. Книга, основанная на шестидесяти четырех любовных письмах Дианы к ее бывшему любовнику Джеймсу Хьюитту, дала мальчикам захватывающий рассказ о тайном романе их матери с 1986 по 1991 год.
Хьюитт был обожаемым ими инструктором по верховой езде. Рыжеволосый армейский капитан был похож на более тусклую, буферную версию принца Чарльза с дикцией человека, который, казалось, проглотил нафталин. «Дядя Джеймс» со своим псом Джестером был постоянным посетителем Хайгроува по выходным, когда их отца не было дома. Он сразу же понравился мальчикам, увлекая Гарри рассказами о жизни в армии. Кен Уорф был менее очарован. Он считал Хьюитта «настоящим придурком». Когда фрейлина Дианы предложила ему холодную сосиску, он съел ее и сказал: «Могу ли я сказать, миледи, что, возможно, это была лучшая сосиска, которую я когда-либо пробовал?» Хьюитт повел мальчиков на экскурсию по казармам Комбермера и в качестве вдохновенного подарка заказал два миниатюрных бронежилета, две пары армейских зеленых брюк и два берета. Он научил их маршировать, отдавать честь и носить винтовку. Лучше всего было то, что он позволил им забраться в танк. Иногда он возил их с Дианой в Девон на веселые вечеринки с ночевкой у мамы Хьюитта.
Теперь оказалось, что он был ее любовником. Ладгроув сделал все возможное, чтобы оградить мальчиков от потока грязного белья. Несмотря на то, что мальчиков поощряли читать газеты для еженедельных викторин, некоторые экземпляры в общей комнате часто тактично исчезали. Это не могло обмануть Уильяма, который проскальзывал в комнату своего офицера охраны, чтобы посмотреть, как проблемы его родителей освещаются в телевизионных новостях.
Публикация «Влюбленная принцесса» имела для Гарри печальный результат. Это усилило слухи о том, что рыжеволосый капитан Хьюитт был его настоящим отцом, хотя даты зачатия Гарри не совпадают с романом Дианы и Хьюитта. (Мой собственный скептицизм по поводу отцовства Гарри развеялся после поездки в Олторп, где портреты предков на стенах доказывают, что Гарри не нуждался в агрессивных генах Хьюитта, чтобы получить рыжий цвет волос. Один особенно яркий предок Спенсера в девятнадцатом веке был известен как Рыжий граф из-за его густой каштановой бороды). Перед его первым семестром в Итоне осенью 1998 года Чарльз усадил Гарри рядом с собой и категорически заявил, что он, а не Хьюитт, его отец. Гарри внимательно слушал и ничего не сказал. Это не остановило ни слухи, ни насмешки в Итоне. Еще в 2002 году газета News of the World, как сообщалось, выставляла на рынок волос Гарри, чтобы можно было провести тест на совпадение ДНК с прядью Хьюитта. Гарри пришлось вытерпеть ловушки вопросов от прессы о том, что он «пошел в армию по стопам своего отца». «Вообще-то отец служил в военно-морском флоте», — отвечал он с тяжелым взглядом.
Интервью Мартина Башира с Дианой в программе «Панорама» нанесло еще больше ран. Уильям решил посмотреть передачу в одиночестве в кабинете доктора Гейли. После года потрясений на домашнем фронте он уже находился в неустойчивом состоянии. Королева сказала источнику во дворце, что беспокоится, что у него может быть нервный срыв. Его воспитательница тоже была обеспокоена. По словам Ингрид Сьюард, когда доктор Гейли услышал, что интервью будет транслироваться, он позвонил Диане и призвал ее лично подготовить Уильяма к тому, что должно было произойти. "Это действительно необходимо?" — умоляла она, возможно, опасаясь, как отреагирует ее «мудрый старичок». Многое изменилось с тех пор, как она приехала в Ладгроув, чтобы утешить эмоционально расстроенного старшего сына после интервью с Димблби. Интриги поглощали ее, и она предпочитала не думать об их последствиях. Только когда Гейли снова позвонил и подтолкнул ее, она согласилась.
Накануне интервью с Баширом Диана поджидала Уильяма возле готической часовни Итона пятнадцатого века, пока студенты выходили с воскресной службы в черных фраках и белых галстуках. Выйдя последним, он опустил голову, поза Дианы, которую он в последнее время все больше и больше начал принимать. Когда она позвала его, он ответил угрюмым взглядом.
Разумеется, в этой миссии за Дианой следили. Папарацци Марк Сондерс все это видел. Он забрался на крышу Ford Escort, чтобы получить лучшую фотографию, когда после явно умоляющего разговора Диана увела Уильяма за изгородь, чтобы поговорить с ним наедине. «Еще через несколько мгновений он отошел от Дианы, не пытаясь поцеловать ее или попрощаться, — вспоминал Сондерс. — Я с изумлением наблюдал, как она села в машину и уехала, оставив грустного Уильяма наблюдать за происходящим с порога».
Уильям рассказал однокласснику, что, как только он увидел лицо своей матери, появившееся на экране во время интервью, его охватило чувство страха. Прискорбно думать о том, как он сидел там один и наблюдал, как его мать рассказывает зрителям личные истории, в том числе и то, как он утешал ее по поводу книги Хьюитта. (Она сказала, что он достал коробку шоколадных конфет со словами: «Мамочка, я думаю, тебе было больно. Это для того, чтобы ты снова улыбнулась».) Гарри, все еще находившийся в Ладгроуве, отказался смотреть трансляцию, но позже разозлился на Башира за его назойливые вопросы, а не на решение его матери ответить на них.
К тому времени, когда доктор Гейли вернулся в свой кабинет в Итоне, чтобы забрать Уильяма, он нашел его, как пишет Роберт Лейси, «сгорбившимся на диване с красными от слез глазами». Уильям взял себя в руки, чтобы вернуться в свою комнату. Но, когда через час Диана позвонила по домашнему телефону, он отказался брать трубку.
По возвращении домой его мать ощутила всю силу его боли. Он был в ярости из-за того, что она очернила его отца, в ярости из-за того, что она упомянула Хьюитта. Он чувствовал себя униженным, что все это было показано по телевидению, что, как он знал, неизбежно приведет к издевательствам со стороны его друзей. На следующий день он принес ей цветы, но Диана была уверена, что он никогда ее не простит. Она продолжала спрашивать Симону Симмонс: «Что я сделала со своими детьми?»
Продолжение 👇👇👇
Все о жизни королевских семей мира читайте на сайте ♕Жизнь по-королевски. А пообщаться с единомышленниками теперь можно на форуме ♕Жизнь по-королевски.