Хорошую литературу видно сразу, не так ли? Можно сколько угодно говорить о стилях, технике построения сюжета и развитии персонажа, но когда ты открываешь хорошую книгу, сразу понимаешь - оно, и без всякой техники. В "Авиаторе" Евгения Водолазкина эта породистость, качественность, грациозность текста проступает с первых страниц.
Человек просыпается в больничной палате. Чистота и свет. Врач и медсестра. Что это за больница, в которой работают всего два человека? Человек удивлен, но не напуган. Он не помнит, кто он, какой он - никаких воспоминаний, но врач уверен: не страшно, главное - записывать все воспоминания, которые всплывают в сознании, пусть даже это будет лишь запах травы на летном поле, зыбкость прибоя, голос, читающий "Робинзона Крузо". Человек верит, человек вспоминает и открывает целый мир, столько невероятных событий, что рассказывать о них бессмысленно - нужно читать.
"Авиатор" - удивительный по силе текст. Написанный современным автором, он звучит так, будто родился в начале двадцатого века. Та же полнота синтаксических конструкций, та же напевность речи. Нет в ней современной торопливости, усечённости, "ведь и так понятно". Читать роман очень приятно.
Он соединяет в себе всё, что меня привлекает в литературе: и художественность, книжность героя, и Петербург, и Соловецкие лагеря тридцатых годов, и размышления о жизни отдельного человека, его ценностях, приоритетах, о разных подходах к жизни. Затрагивая непростую тему репрессий, Е. Водолазкин не ставит целью раскрыть миру правду (все исторические подробности пребывания заключенных на Соловках даны штрихами, страшными подробностями, лишь уточняющими рассказ героя). Автора интересует прежде всего герой, его взгляд на эти события, его восприятие.
Нечасто мы встречаем произведение, в котором автор так нежно и внимательно относится к своему герою. И это тоже сближает "Авиатора" с романами 19 - начала 20 века. Постепенно, по мере возвращения памяти мы узнаем Иннокентия Платонова как друга, сына, ребенка, юношу, возлюбленного, осужденного, первопроходца. Мы узнаем о герое ровно столько, чтобы правильно истолковать его следующий шаг, оценить по достоинству. Читая, ты всё трепетнее начинаешь к нему относиться, всё больше нежности и грусти рождается в душе.
Как же так? Ну, как же так? Снова и снова с сожалением думала я, узнавая историю жизни Иннокентия. Разве может судьба так распорядиться с хорошим, тонко и правильно чувствующим человеком? Оказывается, может, да ещё как!
Этот отзыв я пишу, прочитав "Авиатора" во второй раз, и с уверенностью скажу, что буду читать его снова. Символичность, глубина мыслей и чувств, грациозность построения, легкость языка - всё это делает роман особого рода литературным явлением, с которым я каждому искренне советую познакомиться.
Герой "Авиатора" говорит о том, что в репрессиях 30-40-х годов виновато само общество, потому что тоталитаризм и жестокость спровоцировала внутренняя потребность в них самого общества. Согласны ли вы с этим утверждением? Читали ли вы книги о репрессиях 30-40-х годов?
Читайте и другие отзывы: