Найти в Дзене

Вторая Мировая: день за днём. 27 апреля 1942 года. Триста десятый день Великой Отечественной войны.

Добрый день, мои друзья, читатели и подписчики! Сегодня я кратко расскажу об основных событиях, произошедших 27 апреля 1942 года, в триста десятый день Великой Отечественной войны. О событиях, произошедших накануне, можно почитать, перейдя на мою статью: Вторая Мировая: день за днём. 26 апреля 1942 года. Триста девятый день Великой Отечественной войны.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Продолжим!

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

На Ленинградском направлении в ходе немецкой воздушной операции "Гётц фон Берлихинген" (хронология здесь) Люфтваффе силами 40-ка бомбардировщиков под прикрытием 15-ти истребителей и с поддержкой дальнобойной артиллерии сухопутных войск вновь атаковали Балтийский флот.

Однако и эта атака не привела к существенному успеху. Повреждённый на днях крейсер "Киров" заблаговременно был отбуксирован на другое место. Вместо него поставили недостроенное учебное военное судно "Свирь", которое и как раз немецкие лётчики потопили, перепутав его с "Кировом". Несколько кораблей получили осколочные повреждения, но серьёзные потери понесли части зенитной артиллерии, на которые сбросили бомбы крайне точно самолёты противника, которые должны были подавить огонь зениток.

Сами советские системы ПВО доложили о десяти сбитых немецких машинах.

Помимо этого командование ПВО увидело большой недостаток в работе противовоздушной обороны, а именно использование проводной связи, которая в результате ударов часто прерывалась, а также была крайне неудобной по причине того, что необходимо было при налёте авиации противника обзванивать все части и тратить на это много времени. В будущем эта проблема начала решаться.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

На Невском пятачке (хронология здесь) части Вермахта перешли в решительное наступление, собрав максимум из своих возможных сил.

При поддержке артиллерии немецкие войска ударили с севера и юга по плацдарму.

В ходе тяжёлого боя, который длился вторую половину дня советские части были практически разбиты, однако не прекратили сопротивление и продолжали открывать огонь.

Невский пятачок после боя 27 апреля 1942-го. (Фото взято из открытых источников).
Невский пятачок после боя 27 апреля 1942-го. (Фото взято из открытых источников).

По результатам неудачной неудачно завершившейся Ржевско-Вяземской операции (хронология здесь) снят с должности командующего ВВС РККА генерал-полковник авиации П. Ф. Жигарев. Его сменил генерал-лейтенант А. А. Новиков, до этого занимавший должность заместителя.

Павел Фёдорович родом из Тверской области. Изначально служил в кавалерии, однако впоследствии перевёлся в авиацию. В 1930-х на протяжении двух лет находился в Китае, где командуя авиасоединениями лично принимал участие в воздушных боях против японской авиации. Вернувшись занял должность начальника одного из управлений в штабе ВВС РККА, а весной 1941-го сам возглавил военно-воздушные силы. Лично курировал работу авиации во время отражения вражеского наступления на Москву. Из-за неудачных действий ВВС по снабжению окружённой группировки РККА под Вязьмой снят с занимаемой должности и переведён с понижением командующим ВВС на Дальнем Востоке. На ней пробыл до завершения войны с Германией. Далее возглавил 10-ю воздушную армию, которая участвовала в разгроме японских войск в Манчжурии, на Сахалине и Курилах. С наступлением мира оставался на службе до своей кончины. С осени 1949-го вновь вернулся на должность командующего ВВС, на которой был до 1957-го года. После чего возглавлял гражданскую авиацию СССР и военную лётную академию. Кавалер семи орденов. Главный маршал авиации. Умер в 1963-м году. (Фото взято из открытых источников).
Павел Фёдорович родом из Тверской области. Изначально служил в кавалерии, однако впоследствии перевёлся в авиацию. В 1930-х на протяжении двух лет находился в Китае, где командуя авиасоединениями лично принимал участие в воздушных боях против японской авиации. Вернувшись занял должность начальника одного из управлений в штабе ВВС РККА, а весной 1941-го сам возглавил военно-воздушные силы. Лично курировал работу авиации во время отражения вражеского наступления на Москву. Из-за неудачных действий ВВС по снабжению окружённой группировки РККА под Вязьмой снят с занимаемой должности и переведён с понижением командующим ВВС на Дальнем Востоке. На ней пробыл до завершения войны с Германией. Далее возглавил 10-ю воздушную армию, которая участвовала в разгроме японских войск в Манчжурии, на Сахалине и Курилах. С наступлением мира оставался на службе до своей кончины. С осени 1949-го вновь вернулся на должность командующего ВВС, на которой был до 1957-го года. После чего возглавлял гражданскую авиацию СССР и военную лётную академию. Кавалер семи орденов. Главный маршал авиации. Умер в 1963-м году. (Фото взято из открытых источников).

Генерал-лейтенант А. А. Новиков.

Александр Александрович родом из Костромской области. Кадровый офицер ВВС. Участвовал в войне с финнами в качестве командующего авиацией фронта. С началом войны с Германией и до февраля 1942-го командовал ВВС поочерёдно двух фронтов, которая помогала сухопутным силам сдерживать наступающего врага на Ленинград. Предложил идею формировать авиасоединения из самолётов одних типов, вместо смешанных, а также создать отдельные, не подчиняемые сухопутным командирам воздушные армии, при этом ликвидировать систему, по которой ВВС были приданы армиям и фронтам. В апреле этого же года сам возглавил военную авиацию СССР. До конца войны курировал практически все военные операции, где активно участвовали ВВС. В 1943-м получил звание маршала авиации, став первым, кто в СССР дослужился до него. В апреле 1945-го за успех при взятии Кенигсберга получил Золотую Звезду Героя, а в сентябре этого же года за разгром японских войск вторую. С наступлением мира год оставался на своей должности, однако после чего арестован и шесть лет провёл в заключении. После смерти И. В. Сталина полностью реабилитирован, восстановлен в звании, и два года вернувшись, прослужил в авиации. Помимо двух Золотых Звёзд награждён ещё тринадцатью советскими и пятью иностранными орденами. Умер в 1976-м году. (Фото взято из открытых источников).
Александр Александрович родом из Костромской области. Кадровый офицер ВВС. Участвовал в войне с финнами в качестве командующего авиацией фронта. С началом войны с Германией и до февраля 1942-го командовал ВВС поочерёдно двух фронтов, которая помогала сухопутным силам сдерживать наступающего врага на Ленинград. Предложил идею формировать авиасоединения из самолётов одних типов, вместо смешанных, а также создать отдельные, не подчиняемые сухопутным командирам воздушные армии, при этом ликвидировать систему, по которой ВВС были приданы армиям и фронтам. В апреле этого же года сам возглавил военную авиацию СССР. До конца войны курировал практически все военные операции, где активно участвовали ВВС. В 1943-м получил звание маршала авиации, став первым, кто в СССР дослужился до него. В апреле 1945-го за успех при взятии Кенигсберга получил Золотую Звезду Героя, а в сентябре этого же года за разгром японских войск вторую. С наступлением мира год оставался на своей должности, однако после чего арестован и шесть лет провёл в заключении. После смерти И. В. Сталина полностью реабилитирован, восстановлен в звании, и два года вернувшись, прослужил в авиации. Помимо двух Золотых Звёзд награждён ещё тринадцатью советскими и пятью иностранными орденами. Умер в 1976-м году. (Фото взято из открытых источников).

Помимо кадровых изменений весь гражданский воздушный флот (ГВФ) СССР передавался под полное подчинение военных.

Это было связано с большим дефицитом транспортной авиации ВВС РККА из-за которого, в частности они не смогли обеспечить всем необходимым окружённые советские соединения под Вязьмой, часть которых в итоге с большими потерями смогла выйти к своим, а главные силы 33-й армии и вовсе были разгромлены и прекратили своё существование.

Сам ГВФ СССР был подчинён Наркомату обороны уже на второй день войны, с тех пор для военных нужд начали выделяться лучшие экипажи со своими воздушными судами. Сейчас же весь гражданский флот мог быть задействован для РККА.

Во время советско-финской и Великой Отечественной войны основными гражданскими самолётами-перевозчиками были транспортники ЛИ-2, имевшие две модификации: пассажирский и грузовой. ЛИ-2 происходил от транспортника Дуглас, чей проект, чертежи и опытный экземпляр были выкуплены у США. Производился с 1938-го по 1953-ий годы, Всего было собрано почти пять тысяч машин. Самолёт строился на двух заводах, ныне успешно работающих: в Ташкенте и в Комсомольске-на-Амуре. (Фото взято из открытых источников).
Во время советско-финской и Великой Отечественной войны основными гражданскими самолётами-перевозчиками были транспортники ЛИ-2, имевшие две модификации: пассажирский и грузовой. ЛИ-2 происходил от транспортника Дуглас, чей проект, чертежи и опытный экземпляр были выкуплены у США. Производился с 1938-го по 1953-ий годы, Всего было собрано почти пять тысяч машин. Самолёт строился на двух заводах, ныне успешно работающих: в Ташкенте и в Комсомольске-на-Амуре. (Фото взято из открытых источников).

Исполнилось бы 47 лет советскому политическому деятелю Р. Эйдеману.

Роберт Петрович родом из села, находящегося ныне на территории Латвии. Во время Гражданской войны возглавил отряд революционеров, впоследствии дорос до должности командира дивизии, а потом и армии. В 1920-х, начале 1930-х командовал военокругами и военной академией им. Фрунзе, в 1932-м возглавил Осоавиахим (общественная организация, на базе которой впоследствии был создан ДОСААФ), внёс в развитие которой большой вклад, развив её до всесоюзного масштаба. В ходе репрессий в 1937-м году был арестован, под пытками признался в антиправительственной заговорщической деятельности, расстрелян вместе с маршалами М. Н. Тухачевским, И. Э. Якиром и другими видными деятелями. Кавалер трёх орденов. Комкор. Реабилитирован. (Фото взято из открытых источников).
Роберт Петрович родом из села, находящегося ныне на территории Латвии. Во время Гражданской войны возглавил отряд революционеров, впоследствии дорос до должности командира дивизии, а потом и армии. В 1920-х, начале 1930-х командовал военокругами и военной академией им. Фрунзе, в 1932-м возглавил Осоавиахим (общественная организация, на базе которой впоследствии был создан ДОСААФ), внёс в развитие которой большой вклад, развив её до всесоюзного масштаба. В ходе репрессий в 1937-м году был арестован, под пытками признался в антиправительственной заговорщической деятельности, расстрелян вместе с маршалами М. Н. Тухачевским, И. Э. Якиром и другими видными деятелями. Кавалер трёх орденов. Комкор. Реабилитирован. (Фото взято из открытых источников).

Руководство СССР издало документ по которому повышались нормы обязательной сдачи соответствующими предприятиями шерсти. Этот материал был крайне нужен для нужд РККА, а именно учитывая сложившуюся обстановку на фронте вторая военная зима была очевидна, поэтому нужно было уже начинать массовый пошив зимней тёплой одежды.

РККА в плане тёплового зимнего обмундирования превзошла в первые годы войны Вермахт, благодаря чему в ней было гораздо меньше потерь от обморожений.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Правительство СССР приняло решение о начале строительства в г. Бекабад (ныне Узбекистан) Узбекского металлургического комбината. Предприятие должно было выпускать стальной прокат с помощью переплавки чермета, собираемого на территориях республик Средней Азии.

Узметкомбинат был пущен через два года и успешно работает до сих пор, являясь одним из нескольких подобных во всех ныне независимых странах Средней Азии.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Премьер-министр Великобритании У. Черчилль направил очередное письмо И. В. Сталину. О переписке глав стран читайте в этом материале.

Он согласился принять в Лондоне В. М. Молотова и представителя Наркомата химической промышленности, с которым будут согласованы объёмы поставок в СССР веществ для химического оружия.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Опубликована очередная сводка Совинформбюро.

Утреннее сообщение:

В течение ночи на 27 апреля на фронте ничего существенного не произошло.

Пленный солдат 2 румынского артиллерийского полка Константин Светку рассказал: «Румынские солдаты живут, как нищие. Кормят нас очень плохо. Обмундирование старое, рваное. Все завшивели. За всё время войны мы ни разу не были в бане. Офицеры всячески скрывают от нас, что делается на родине. Но мы знаем, что немцы продолжают грабить Румынию, что наши родные и близкие голодают. Румыны не хотят воевать за гитлеровцев, поработивших нашу страну. Недавно 8 солдат нашего полка поехали в деревню за соломой. Обратно вернулись только 5, остальные скрылись. Таких случаев в полку было много. Дезертиры переодеваются в гражданскую одежду, бродяжничают или прячутся в сёлах».

8 апреля на линии Варемм - Фексе (Бельгия) произошло крушение поезда с боеприпасами. Многие немецкие солдаты, сопровождавшие поезд, убиты я ранены. Это уже третья железнодорожная катастрофа, организованная за последнее время на этой линии бельгийскими патриотами.

Вечернее сообщение:

В течение 27 апреля на фронте чего-либо существенного не произошло.

За 25 апреля уничтожен не 21 немецкий самолёт, как об этом сообщалось ранее, а 36 немецких самолётов.

За 26 апреля уничтожено 13 немецких самолётов. Наши потери - 5 самолётов.

В начале апреля исчез отряд гитлеровцев, производивший реквизицию скота и продовольствия близ Манта (Франция). Тщательные поиски, предпринятые оккупационными властями, не дали никаких результатов. Только на днях из реки Сены был извлечён труп немецкого солдата, с проломленной головой. Как выяснилось, этот солдат состоял в отряде, который отбирал у крестьян продовольствие.

(Написаны основные тезисы сводки. Материал взят с сайта. Ссылка: https://rus.team/events/svodki-sovetskogo-informbyuro-za-27-aprelya-1942-goda-velikoj-otechestvennoj-vojny).

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

А у меня пока всё!

Следующую статью можно почитать перейдя по этой ссылке: Вторая Мировая: день за днём. 28 апреля 1942 года. Триста одиннадцатый день Великой Отечественной войны.

Очень жду от Вас оценки качества этой и предыдущих статей! Ну и конечно подписывайтесь, кому понравился мой проект. В будущем опубликую ещё очень много материалов про Вторую Мировую и Великую Отечественную войны.