Найти в Дзене
ЭКОЮРС - Новости

Несоблюдение проектных показателей работы установок очистки газа при непревышении нормативов допустимых выбросов как основание для отказа

Является ли несоблюдение проектных показателей работы установок очистки газа при непревышении нормативов допустимых выбросов основанием для отказа в выдаче заключения органа федерального государственного экологического надзора в отношении объекта капитального строительства?

Отвечает ведущий юрист Центра Дорофеева Ксения:

В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом в случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.
В соответствии с п. 18 Правил эксплуатации установок очистки газа (утв. Приказом Минприроды России от 15 сентября 2017 г. № 498) (далее – Правила) хозяйствующий субъект, эксплуатирующий ГОУ, должен разработать и утвердить паспорт ГОУ, программу проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкцию) по эксплуатации ГОУ, а также определить должностное лицо, ответственное за эксплуатацию ГОУ и ведение паспорта ГОУ.
В соответствии с п. 32 и п. 33 Правил паспорт ГОУ должен содержать:

  • регистрационный номер ГОУ в реестре ГОУ;
  • информацию о ГОУ, в том числе наименование, тип и назначение, сведения об изготовителе ГОУ, о месте установки ГОУ и дате начала эксплуатации;
  • наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих эксплуатацию ГОУ;
  • сведения о должностном лице, ответственном за эксплуатацию ГОУ, в том числе должность, фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • схемы устройства ГОУ и наиболее важных узлов (блоков), входящих в состав газоочистной установки, включая схемы размещения и характеристики контрольно-измерительных приборов и автоматических средств управления, схемы размещения и характеристики мест отбора проб, оборудования для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ;
  • технические характеристики ГОУ, включая производительность, перечень обезвреживаемых вредных (загрязняющих) веществ и эффективность работы ГОУ по каждому загрязняющему веществу, показатели температуры, давления, влажности газовоздушной смеси на входе в ГОУ и на выходе из ГОУ, эффективность работы ГОУ, объем водопотребления, перечень и объемы потребления топливно-энергетических ресурсов, перечень и объемы основных и вспомогательных материалов, типы и объемы очистных катализаторов, объем и характеристики образующихся отходов, сточных вод при их образовании в процессе очистки и (или) обезвреживания выбросов;
  • показатели работы ГОУ, подлежащие контролю при проверках работы данного вида и типа ГОУ.

При этом к паспорту ГОУ должны прилагаться:

  • документация изготовителя ГОУ или проектная (конструкторская) документация ГОУ;
  • документация изготовителей или проектная (конструкторская) документация вспомогательного оборудования и (или) аппаратуры, необходимых для обеспечения работы ГОУ, с техническим описанием и руководствами (инструкциями) по эксплуатации;
  • руководство (инструкция) по эксплуатации;
  • технические документы по эксплуатации КИП и автоматики, приборов измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ;
  • информация о способах обращения со сточными водами при их образовании в процессе очистки и (или) обезвреживания выбросов;
  • программа проведения технического обслуживания, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта;
  • порядок организации профилактических и диагностических работ, обеспечивающих проектные очистку и (или) обезвреживание выбросов;
  • сведения об осмотрах и проверках ГОУ, включая проверки показателей работы ГОУ, об отклонениях показателей работы ГОУ от технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ, об обнаруженных неисправностях и отчеты об их устранении;
  • сведения об остановках ГОУ, о проведенных планово-предупредительных или внеплановых ремонтах, акты сдачи-приемки ГОУ при первичном и всех последующих вводах в эксплуатацию, в том числе после ремонта, реконструкции, модернизации;
  • иные документы, необходимые для обеспечения бесперебойной и безаварийной эксплуатации ГОУ на уровне проектных очистки и (или) обезвреживания выбросов, которые хозяйствующий субъект считает необходимым приложить.

Необходимо отметить, что согласно п. 31 Правил паспорт ГОУ составляется на основании документации изготовителя ГОУ или проектной (конструкторской) документации ГОУ и (или) результатов пусконаладочных работ ГОУ.
Таким образом, эффективность работы ГОУ по каждому загрязняющему веществу указывается в паспорте ГОУ.
При этом паспорт ГОУ может быть составлен в т.ч. на основании результатов пусконаладочных работ ГОУ.
В соответствии с п. 6 Правил в случае, если реконструкция, модернизация ГОУ, изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и (или) ГОУ, приводит к изменению состава, объема и (или) массы выбросов, должны проводиться корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также внесение изменений в паспорт ГОУ.
При этом в случае установки нового ГОУ вместо демонтированного должен быть составлен новый паспорт.
В соответствии с п. 10 Правил в случае, если ГОУ отключена или не обеспечивает проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов, эксплуатация соответствующего технологического оборудования (установки) запрещена.
При проектной очистке и (или) обезвреживании выбросов фактические показатели работы ГОУ должны соответствовать техническим характеристикам ГОУ, обеспечивающим соблюдение нормативов выбросов, установленных для конкретного стационарного источника выбросов и для производственного объекта в целом в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 12 Правил мероприятия по реконструкции, модернизации ГОУ не должны приводить к снижению эффективности работы ГОУ, указанной в паспорте ГОУ.
В соответствии с п. 13 Правил ГОУ должны быть оборудованы специальными местами отбора проб, оборудованием для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ.
Эффективность работы ГОУ отражает степень очистки выбросов и рассчитывается по формуле:

Э = (1-(Свых*Vвых)/(Свх*Vвх))*100%

где Cвх и Cвых - концентрации загрязняющего вещества в г/м3 соответственно до и после очистки по результатам измерений;
Vвх и Vвых - расходы газовоздушной смеси в расчете на единицу времени в м3/с на входе и выходе ГОУ соответственно.

На основании изложенного, необходимо различать:

  • проектные показатели работы ГОУ;
  • показатели эффективности работы ГОУ.

При этом при проектной очистке и (или) обезвреживании выбросов фактические показатели работы ГОУ должны соответствовать техническим характеристикам ГОУ, обеспечивающим соблюдение нормативов выбросов.
Одновременно, проектные показатели работы установки очистки газа определяются проектной организацией в проектной документации – проекте нормативов допустимых выбросов в виде оптимальных технико-экономических параметров работы установки.
В то время как, эффективность работы ГОУ указывается в паспорте ГОУ и является критерием для определения качества проведенных ремонтных и пусконаладочных работ ГОУ.
Таким образом, не соблюдение проектных показателей работы ГОУ при непревышении нормативов допустимых выбросов, не является нарушением действующего законодательства и основанием для прекращения эксплуатации ГОУ.
В соответствии с п. 8 ст. 65 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, федеральный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности).
При этом согласно п. 9 указанной статьи Федерального закона при осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, указанных в пункте 8 данной статьи:

1) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся;

2) контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, в том числе на основании программы проверок.

При этом после завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства проводится контрольное (надзорное) мероприятие в целях оценки возможности выдачи заключения органа федерального государственного экологического надзора в отношении объекта капитального строительства, указанного в пункте 9 данной статьи. В случае отсутствия нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды по результатам контрольного (надзорного) мероприятия выдается заключение органа, осуществляющего федеральный государственный экологический контроль (надзор), предусмотренное пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, основанием для отказа в выдаче заключения органа федерального государственного экологического надзора в отношении объекта капитального строительства является нарушение обязательных требований в области охраны окружающей среды, выявленное по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
При этом несоблюдение проектных показателей работы ГОУ при непревышении нормативов допустимых выбросов, не является нарушением действующего законодательства и не может служить основанием для отказа в выдаче заключения органа федерального государственного экологического надзора в отношении объекта капитального строительства.