Является ли несоблюдение проектных показателей работы установок очистки газа при непревышении нормативов допустимых выбросов основанием для отказа в выдаче заключения органа федерального государственного экологического надзора в отношении объекта капитального строительства?
Отвечает ведущий юрист Центра Дорофеева Ксения:
В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом в случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.
В соответствии с п. 18 Правил эксплуатации установок очистки газа (утв. Приказом Минприроды России от 15 сентября 2017 г. № 498) (далее – Правила) хозяйствующий субъект, эксплуатирующий ГОУ, должен разработать и утвердить паспорт ГОУ, программу проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкцию) по эксплуатации ГОУ, а также определить должностное лицо, ответственное за эксплуатацию ГОУ и ведение паспорта ГОУ.
В соответствии с п. 32 и п. 33 Правил паспорт ГОУ должен содержать:
- регистрационный номер ГОУ в реестре ГОУ;
- информацию о ГОУ, в том числе наименование, тип и назначение, сведения об изготовителе ГОУ, о месте установки ГОУ и дате начала эксплуатации;
- наименование, организационно-правовую форму и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии), дату государственной регистрации индивидуального предпринимателя, осуществляющих эксплуатацию ГОУ;
- сведения о должностном лице, ответственном за эксплуатацию ГОУ, в том числе должность, фамилия, имя, отчество (при наличии);
- схемы устройства ГОУ и наиболее важных узлов (блоков), входящих в состав газоочистной установки, включая схемы размещения и характеристики контрольно-измерительных приборов и автоматических средств управления, схемы размещения и характеристики мест отбора проб, оборудования для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ;
- технические характеристики ГОУ, включая производительность, перечень обезвреживаемых вредных (загрязняющих) веществ и эффективность работы ГОУ по каждому загрязняющему веществу, показатели температуры, давления, влажности газовоздушной смеси на входе в ГОУ и на выходе из ГОУ, эффективность работы ГОУ, объем водопотребления, перечень и объемы потребления топливно-энергетических ресурсов, перечень и объемы основных и вспомогательных материалов, типы и объемы очистных катализаторов, объем и характеристики образующихся отходов, сточных вод при их образовании в процессе очистки и (или) обезвреживания выбросов;
- показатели работы ГОУ, подлежащие контролю при проверках работы данного вида и типа ГОУ.
При этом к паспорту ГОУ должны прилагаться:
- документация изготовителя ГОУ или проектная (конструкторская) документация ГОУ;
- документация изготовителей или проектная (конструкторская) документация вспомогательного оборудования и (или) аппаратуры, необходимых для обеспечения работы ГОУ, с техническим описанием и руководствами (инструкциями) по эксплуатации;
- руководство (инструкция) по эксплуатации;
- технические документы по эксплуатации КИП и автоматики, приборов измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ;
- информация о способах обращения со сточными водами при их образовании в процессе очистки и (или) обезвреживания выбросов;
- программа проведения технического обслуживания, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта;
- порядок организации профилактических и диагностических работ, обеспечивающих проектные очистку и (или) обезвреживание выбросов;
- сведения об осмотрах и проверках ГОУ, включая проверки показателей работы ГОУ, об отклонениях показателей работы ГОУ от технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ, об обнаруженных неисправностях и отчеты об их устранении;
- сведения об остановках ГОУ, о проведенных планово-предупредительных или внеплановых ремонтах, акты сдачи-приемки ГОУ при первичном и всех последующих вводах в эксплуатацию, в том числе после ремонта, реконструкции, модернизации;
- иные документы, необходимые для обеспечения бесперебойной и безаварийной эксплуатации ГОУ на уровне проектных очистки и (или) обезвреживания выбросов, которые хозяйствующий субъект считает необходимым приложить.
Необходимо отметить, что согласно п. 31 Правил паспорт ГОУ составляется на основании документации изготовителя ГОУ или проектной (конструкторской) документации ГОУ и (или) результатов пусконаладочных работ ГОУ.
Таким образом, эффективность работы ГОУ по каждому загрязняющему веществу указывается в паспорте ГОУ.
При этом паспорт ГОУ может быть составлен в т.ч. на основании результатов пусконаладочных работ ГОУ.
В соответствии с п. 6 Правил в случае, если реконструкция, модернизация ГОУ, изменение технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и (или) ГОУ, приводит к изменению состава, объема и (или) массы выбросов, должны проводиться корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также внесение изменений в паспорт ГОУ.
При этом в случае установки нового ГОУ вместо демонтированного должен быть составлен новый паспорт.
В соответствии с п. 10 Правил в случае, если ГОУ отключена или не обеспечивает проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов, эксплуатация соответствующего технологического оборудования (установки) запрещена.
При проектной очистке и (или) обезвреживании выбросов фактические показатели работы ГОУ должны соответствовать техническим характеристикам ГОУ, обеспечивающим соблюдение нормативов выбросов, установленных для конкретного стационарного источника выбросов и для производственного объекта в целом в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 12 Правил мероприятия по реконструкции, модернизации ГОУ не должны приводить к снижению эффективности работы ГОУ, указанной в паспорте ГОУ.
В соответствии с п. 13 Правил ГОУ должны быть оборудованы специальными местами отбора проб, оборудованием для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ.
Эффективность работы ГОУ отражает степень очистки выбросов и рассчитывается по формуле:
Э = (1-(Свых*Vвых)/(Свх*Vвх))*100%
где Cвх и Cвых - концентрации загрязняющего вещества в г/м3 соответственно до и после очистки по результатам измерений;
Vвх и Vвых - расходы газовоздушной смеси в расчете на единицу времени в м3/с на входе и выходе ГОУ соответственно.
На основании изложенного, необходимо различать:
- проектные показатели работы ГОУ;
- показатели эффективности работы ГОУ.
При этом при проектной очистке и (или) обезвреживании выбросов фактические показатели работы ГОУ должны соответствовать техническим характеристикам ГОУ, обеспечивающим соблюдение нормативов выбросов.
Одновременно, проектные показатели работы установки очистки газа определяются проектной организацией в проектной документации – проекте нормативов допустимых выбросов в виде оптимальных технико-экономических параметров работы установки.
В то время как, эффективность работы ГОУ указывается в паспорте ГОУ и является критерием для определения качества проведенных ремонтных и пусконаладочных работ ГОУ.
Таким образом, не соблюдение проектных показателей работы ГОУ при непревышении нормативов допустимых выбросов, не является нарушением действующего законодательства и основанием для прекращения эксплуатации ГОУ.
В соответствии с п. 8 ст. 65 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, федеральный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (за исключением федерального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого на объектах, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности).
При этом согласно п. 9 указанной статьи Федерального закона при осуществлении федерального государственного экологического контроля (надзора) в отношении объектов, указанных в пункте 8 данной статьи:
1) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся;
2) контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, в том числе на основании программы проверок.
При этом после завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства проводится контрольное (надзорное) мероприятие в целях оценки возможности выдачи заключения органа федерального государственного экологического надзора в отношении объекта капитального строительства, указанного в пункте 9 данной статьи. В случае отсутствия нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды по результатам контрольного (надзорного) мероприятия выдается заключение органа, осуществляющего федеральный государственный экологический контроль (надзор), предусмотренное пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, основанием для отказа в выдаче заключения органа федерального государственного экологического надзора в отношении объекта капитального строительства является нарушение обязательных требований в области охраны окружающей среды, выявленное по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
При этом несоблюдение проектных показателей работы ГОУ при непревышении нормативов допустимых выбросов, не является нарушением действующего законодательства и не может служить основанием для отказа в выдаче заключения органа федерального государственного экологического надзора в отношении объекта капитального строительства.