Найти тему
Лунная программа

Как астронавты на Луне починили лунный ровер с помощью скотча

Оглавление

Четыре карты, прикрепленные к щитку, позвонили продолжить пользоваться лунным ровером во время миссии Аполлон-17

Отремонтированный щиток
Отремонтированный щиток

Когда большинство людей думают об устранении аварийных ситуаций в космосе, первое, что приходит на ум, - это знаменитая миссия "Аполлон-13". Астронавты смастерили из клейкой ленты и излишков материалов канистры для фильтрации воздуха в лунном модуле, чтобы сохранить себе жизнь на протяжении всего полета домой. Этот эпизод прекрасно показан в фильме Рона Ховарда "Аполлон-13" 1995 года. Клейкая лента спасла жизнь трем астронавтам. И кто знает, были бы отправлены к Луне следующие аполлоны - 14, 15, 16 и 17, если бы не успешный (относительно) исход миссии Аполлон-13.

Аполлон-13, клейкую ленту использовали для склейки переходной коробки
Аполлон-13, клейкую ленту использовали для склейки переходной коробки


Клейкую ленту часто хранят в аптечках:

- аптечка автомобилиста: "лейкопластырь фиксирующий рулонный длиной пять метров и шириной два сантиметра (стандартный, гипоаллергенный, силиконовый или водонепроницаемый) — одна штука, - - аптечка на производстве: "Лейкопластырь фиксирующий рулонный размером не менее 2 × 500 см").

Была клейкая лента и в списке предметов, которые брали с собой в полет астронавты Аполлонов. Она именовалась "tape" - "лента" в официальных списках снаряжения.

Миссия “Аполлон-17” покинула Землю 7 декабря 1972 года и прибыла на Луну 9 декабря. Командир Юджин “Джин” Сернан и пилот лунного модуля Харрисон "Джек" Шмитт исследовали лунную поверхность, в то время как Рон Эванс оставался в командном модуле на орбите Луны. Сернан и Шмитт должны были проводить многочисленные эксперименты и поиск интересных образцов лунных пород с использованием лунного ровера. Были предусмотрены три выхода на поверхность Луны, три поездки на ровере.

Этот LRV является тренировочным и испытательным модулем, используемым для подготовки астронавтов "Аполлона". Его конфигурация очень похожа на LRV "Аполлон-17", и его можно найти в музее в Вашингтоне, округ Колумбия. Фото: Национальный музей авиации и космонавтики
Этот LRV является тренировочным и испытательным модулем, используемым для подготовки астронавтов "Аполлона". Его конфигурация очень похожа на LRV "Аполлон-17", и его можно найти в музее в Вашингтоне, округ Колумбия. Фото: Национальный музей авиации и космонавтики

В конце первой поездки по Луне возникла проблема, поставившая миссию под серьезную угрозу. Молоток Сернана, лежавший в одном из карманов его скафандра, зацепился за край удлинителя крыла задней правой шины, и он начисто оторвался. Без удлинителя крыла дальнейшие поездки на ровере были невозможны: когда лунная пыль подхватывается плетеными проволочными колесами ровера при силе тяжести 1/6 земной и вакууме лунной поверхности, она улетает намного дальше, чем это было бы на Земле. Гораздо более абразивная, чем любой песок, найденный на Земле, поскольку частички не стираются ветром и водой, лунная пыль, поднятая с поверхности колесом лунного ровера, может привести к катастрофическим последствиям. Езда без удлинителя крыла приводила к появлению массивных “петушиных хвостов”, как назвали их Шмитт и Сернан, разбрасывая лунную пыль по всем приборам и скафандрам, а также во все уголки и щели. Если позволить пыли более темного цвета оставаться на приборах слишком долго, она будет поглощать солнечное излучение. Это привело бы к нагреву приборов до очень высоких температур, что потенциально могло бы привести к их выходу из строя. И пыль начала покрывать не только приборы, но и скафандры астронавтов.

Джин Сернан на Луне ближе к концу третьего выхода в открытый космос. Обратите внимание на темный цвет его ног из-за пыли. Фото: NASA AS17-140-21390HR
Джин Сернан на Луне ближе к концу третьего выхода в открытый космос. Обратите внимание на темный цвет его ног из-за пыли. Фото: NASA AS17-140-21390HR

Проблема пыли была характерна не только для астронавтов "Аполлона-17", поскольку пыль вызывала определенные проблемы во время предыдущих миссий "Аполлона". Сернану и Шмитту просто пришлось столкнуться с большим количеством пыли из-за сломанного удлинителя крыла.

В конце первого выхода в открытый космос, перед тем как они вернулись в Лунный модуль, Сернан заявил: “...у нас уйдет уйма времени на то, чтобы стереть пыль. Посмотрите на это крыло, это ужасно”. Сначала Сернан попытался снова прикрепить удлинитель крыла клейкой лентой, но из-за пыли лента потеряла свою адгезивность, и удлинитель крыла отвалился, когда астронавты попробовали езду с ним. Требовалось другое решение.

Конспирологи обычно ограничиваются представлением, будто астронавты как сказочники в мультфильме прикрепили щиток (карту) скотчем к щитку. На самом деле карты прикрепили к щитку не скотчем, а зажимами. Два зажима можно увидеть на этой фотографии:

-5

После первого выхода в открытый космос, пока астронавты "Аполлона-17" спали, Джон Янг, Чарли Дьюк, Дик Слейтон, Роко Патроне и Рональд Блевинс в Хьюстоне придумали решение. Перед ними стояла задача создать запасное крыло только из тех материалов, которые были у астронавтов на Луне, зная, что без крыла ровер был бы практически бесполезен для дальнейшей части миссии. Их решение состояло в том, чтобы скрепить четыре из 28 лунных карт клейкой лентой, которая имелась на борту. Карты можно было бы сконфигурировать таким образом, чтобы они напоминали удлинитель щитка, и прикрепить его к неповрежденному щитку двумя зажимами (зажимы использовались для юстировки оптического прибора).

Джон Янг, Чарли Дьюк, Дик Слейтон, Роко Патроне и Рональд Блевинс (John Young, Charlie Duke, Deke Slayton, Roco Patrone, Ronald Blevins) работают над ремонтом лунохода во время миссии "Аполлон-17".
Джон Янг, Чарли Дьюк, Дик Слейтон, Роко Патроне и Рональд Блевинс (John Young, Charlie Duke, Deke Slayton, Roco Patrone, Ronald Blevins) работают над ремонтом лунохода во время миссии "Аполлон-17".
Отремонтированный щиток лунного ровера. Фото: NASA AS17-137-20979
Отремонтированный щиток лунного ровера. Фото: NASA AS17-137-20979

Проснувшись, астронавты последовали инструкциям своих коллег и отремонтировали крыло. Миссия продолжалась в соответствии с планом. Клейкая лента в очередной раз спасла положение и позволила продолжить изучение Луны.

Четыре карты, использованные при этом ремонте Луны, были возвращены с Луны и теперь находятся в музее в Вашингтоне. Оставшиеся карты миссии были переданы в дар архиву Вирджинии Келли Карнес и исследовательскому центру специальных коллекций при Университете Пердью в Уэст-Лафайетте, штат Индиана.

Карты выставлены в музее в Вашингтоне, округ Колумбия, на выставке "Аполлон на Луне". Фото: Национальный музей авиации и космонавтики
Карты выставлены в музее в Вашингтоне, округ Колумбия, на выставке "Аполлон на Луне". Фото: Национальный музей авиации и космонавтики
Командир "Аполлона-17" Джин Сернан передает Трейси Гримм, специалисту по полетам и космическому архиву "Бэррон Хилтон", картографическую книгу, содержащую 24 карты, использованные в миссии "Аполлон-17". Фото: Университет Пердью
Командир "Аполлона-17" Джин Сернан передает Трейси Гримм, специалисту по полетам и космическому архиву "Бэррон Хилтон", картографическую книгу, содержащую 24 карты, использованные в миссии "Аполлон-17". Фото: Университет Пердью

Ходовая фраза, которую используют конспирологи для описания ремонта лунного ровера - "починили лунный багги с помощью (канцелярского) скотча". А дальше следует смех со стороны скептически настроенной части граждан. В действительно же скотч - duct tape - клейкая лента, обязательная во всех лунных миссиях. Она спасла экипаж Аполлона-13, она сделала возможным продолжить использование лунного ровера на Луне, она же использовалась при починке космического телескопа Хаббл. Лента внизу именно та, которую брали с собой астронавты для починки телескопа:

Клейкая лента, которую брали с собой астронавты спейс шаттла STS-125 in 2009
Клейкая лента, которую брали с собой астронавты спейс шаттла STS-125 in 2009

Кстати, конспирологи могут обратить внимание на дату изготовления клейкой ленты - 28 августа 2007 года. А в космос лента полетела в 2009 году.

Для любознательных - размеры ленты: 8.7 х 11.4 см. Материал: клей, нейлон, бумага, пластик

Сам процесс прикрепления карт, скрепленных клейкой лентой, к щитку, можно увидеть на телезаписи:

-11

Бонус. Использование клейкой ленты

1. До "Аполлона-16" у экипажей был рулон клейкой ленты в лунном модуле, но они не брали ее с собой во время выхода на поверхность. В предполетном, написанном от руки дополнении к странице 2-1 контрольного списка "Аполлона-16" добавлен 25-футовый рулон клейкой ленты к содержимому сумки для переноса оборудования (ETB) во время подготовки к EVA-1. Рулон ленты остался в ETB. Экипаж "Аполлона-17" сделал то же самое:

-12

2. Аполлон-11. Нил Армстронг прикрепляет монитор к камере с помощью клейкой ленты:

-13

3. Аполлон-15. Джим Ирвин поломал антенну, когда влезал в лунный модуль после выхода на поверхности. Дейв Скотт уложил антенну горизонтально и прикрепил ее клейкой лентой. Хьюстону астронавты об этом не сообщили.

-14

4. Аполлон-17. Ремонт солнечных батарей. Астронавты прикрепили два куска клейкой ленты, чтобы выровнять панели. Но из-за лунной пыли на перчатках концы ленты не прилипли к панели.

-15

5. На этом тв кадре показан рулон серой клейкой ленты в командном модуле Apollo 9 на околоземной орбите.

-16

Заключение:

1. клейкая лента отличается от той прозрачной канцелярской ленты, которую мы привыкли называть скотчем (ее следовало бы назвать "клейкая лента сантехническая" - кстати, очень полезная)

2. клейкая лента является прекрасным и многоцелевым средством в критических ситуациях. Ее рекомендуют иметь в аптечках

3. клейкая лента имелась во всех миссиях Аполлон

4. начиная с миссии Аполлон-16 клейкую ленту брали с собой во время выхода на поверхности

5. лунная пыль мешала прикреплению клейкой ленты к поверхностям. Речь идет о той лунной пыли, которая скапливалась на рукавицах астронавтов

6. клейкая лента многократно использовалась во время полетов американских астронавтов. Иногда она была единственным средством найти выход из почти безвыходной ситуации

7. вопреки распространенному представлению среди лунных конспирологов, главным в починке поломанного щитка во время последней миссии Аполлон-17 была не клейкая лента, а зажимы. Клейкой лентов лишь склеили вместе четыре карты, придав форму поломанной части щитка. Но именно два зажима позволили прочно прикрепить "протез" щитка к оставшейся части на лунном ровере.

Наука
7 млн интересуются