Автор: Карлос Перона Кальвете
Джейми Даймон, генеральный директор J. P. Morgan Chase, крупнейшего банка США, предположил, что для того, чтобы «зеленая энергетика» могла развиваться должным образом, правительству может потребоваться изъятие частной собственности.
Недавно Джейми Даймон, генеральный директор J. P. Morgan Chase, крупнейшего банка США, предположил, что для того, чтобы позволить «зеленой энергетике» развиваться должным образом, правительство его страны должно заниматься экспроприацией, конфискуя частную собственность, на которой можно было бы производить экологически устойчивую энергию.
Прибегая к стандартным ссылкам на надвигающуюся катастрофу для оправдания элитных проектов и лишения прав рядовых граждан, Даймон утверждал, что «окно для действий по предотвращению самых дорогостоящих последствий глобального изменения климата закрывается».
Это заявление открывает годовой отчет J. P. Morgan для инвесторов, который гласит:
Должны быть осуществлены огромные глобальные инвестиции в экологически чистые энергетические технологии, и они должны продолжать расти из года в год. В то же время крайне необходимы разрешающие реформы, чтобы инвестиции могли осуществляться любым своевременным образом. Возможно, нам даже придется изымать подходящие владения — мы просто недостаточно быстро получаем адекватные инвестиции для инициатив в области сетей, солнечной энергии, ветра и трубопроводов.
Это очень соответствует тому, что мы могли бы назвать «новым огораживанием» общественной или частной собственности в целях технологической трансформации экономической системы, что приводит к новой концентрации капитала:
Новые технологии, включая «зеленую» энергию, безусловно, могут быть «очеловечены», то есть адаптированы к человеческому масштабу, в котором размер сообществ и производительная деятельность, которую должны выполнять их члены, совместимы с человеческим процветанием, обучающим взаимодействием и осуществлением традиционных добродетелей. Но с такой же вероятностью они могут быть сосредоточены и в руках государственно-корпоративных олигархов, для которых человеческий субъект становится ресурсом, наемным рабом, потребителем или тем и другим одновременно. Последнее было бы повторением той британской (но быстро универсализированной) политики огораживания, которая начала осуществляться в XVII веке.
В докладе также подчеркивается роль ИИ и других технологий, глобальное развертывание которых, вероятно, окажет значительное негативное воздействие на окружающую среду, по крайней мере на начальном этапе, в том числе в виде выбросов CO2 (если это будет наш единственный или почти единственный показатель), исходящих от суперкомпьютеров.
Это говорит о том, что массовый перевод средств в заранее определенные, новые высокотехнологичные отрасли экономики и инвестирование в их производителей на самом деле не связаны с улучшением окружающей среды. Это искусственно созданный развивающийся рынок, внедрение достижений которого в повседневную жизнь (например, через «Интернет вещей») позволит монетизировать ранее не затронутые пространства и действия. Если раньше нам не нужны были датчики в нашем холодильнике или дроны, проверяющие изменение плотности пешеходов на улице, то теперь эти данные дают кому-то возможность заработать доллары (или евро, или юани). Это особенно актуально, учитывая общее стремление поскорее применить высокие технологии к низкотехнологичным видам деятельности, вместо того, чтобы ограничиваться соответствующими контекстами, чтобы избежать чрезмерной зависимости и, более того, избыточного потребления энергии.
Новые технологии не так уж плохи сами по себе, как и все рекомендации, сделанные в годовом отчете J. P. Morgan, если рассматривать их по отдельности.
Но вместо того, чтобы концентрировать землю в руках организаций, следующих вышеприведенной дорожной карте, необходимо, как я предлагал в другом месте, восстановление общин, которое создаст условия, более благоприятные для построения устойчивых сообществ, продвижение социальных механизмов, которые по самой своей структуре способствуют человеческому процветанию и общению, повышению политической ответственности и разрешению локализованного производства таким образом, чтобы уменьшить воздействие человеческой деятельности на окружающую среду:
Общины неявно утверждают местное сообщество (деревню, район и т. д.) как фундаментальную единицу в рамках более крупных политических ассоциаций, потому что это сообщество единолично владеет местными ресурсами… Надежные общины поддерживают индивидуальное предпринимательство, предотвращая социальную атомизацию и максимизируя вред, причиняемый личным интересом. Они также представляют собой препятствие для государственного вторжения, потенциально демонстрируя примеры добродетельных местных инновационных решений, которые могут формировать политику.
Примечание:
Дорожная карта цифровизации чревата непредвиденными последствиями, в том числе потерей контроля над частным и общественным пространством. Эксперты и исследователи в области политики соберутся на панельную дискуссию 24 мая, организованную The European Conservative. На мероприятии «Путь вперед: кодирование новой Европы?» будет рассмотрено влияние Закона об искусственном интеллекте и Закона о данных на обычных людей. Группа соберется с 12 до 14:30 на Silversquare, Square de Meeûs, в Брюсселе. Мероприятие бесплатное и открытое для публики, но требуется регистрация.