Не секрет, что в Османской империи огромное влияние уделяли процессу престолонаследия. Перед ее элитами был пример многих других тюркских государств, которые после невероятного взлета переживали тяжелый период падения, когда их территории уменьшались из-за раздела между членами царского семейства и неэффективного управления.
В итоге была создана строгая система передачи власти, благодаря чему султаном становился наилучший. Даже самые авторитетные правители не всегда могли на нее повлиять, и отдать престол подходящему, как им казалось, наследнику. Этот вопрос решался в процессе суровой конкурентной борьбы, в которой побеждал самый упорный.
Такой подход обеспечил Османам шесть столетий непрерывного нахождения у власти – мало какая династия достигла того же. Первые несколько веков из этого срока все султаны были, как на загляденье: умные, злые, талантливые, сильные.
Одним из важных моментов этой системы была необходимость обучить каждого потенциального наследника какой-то профессии. Чтобы, так сказать, ценили простых тружеников, знали, почем фунт лиха и научились думать. А если, может статься, их лишат возможности сесть на трон, то шехзаде хотя бы смогут заработать себе на жизнь.
Многие из османских монархов достигли в своем ремесле большого мастерства. И в турецких музеях до сих пор хранятся их изделия. Некоторые даже продавали их на рынке – и они достались избранным коллекционерам.
Давайте расскажем об этом подробно.
Мехмед I был известен умелой резьбой по дереву и слоновой кости. Он изготавливал ложки, зубочистки, кухонные принадлежности, украшения. Специальный человек продавал результаты его труда на базаре. И на полученные деньги султан удовлетворял свои мелкие повседневные нужды либо раздавал их в качестве милостыни. Известно, что от своего труда он получал огромное удовольствие, хотя в его распоряжении были все деньги империи.
Мехмед II Завоеватель, который захватил Константинополь в возрасте двадцати одного года, всю жизнь увлекался садоводством. Он выращивал деревья и следил за ними, собственными руками собирал урожай. Но больше всего занимался цветами – особенно по душе ему приходились розы. И в этом плане султан был даже более честолюбив, нежели на военном поприще. Если он узнавал, что у кого-то из вельмож появлялся незнакомый ему цветок, сразу же забирал себе в сад.
Также он занимался тем, что вырезал из рога, кости и нефрита кольца для стрельбы из лука. Как расходными материалами, ими пользовались все азиатские стрелки. И в конечном счете, такие кольца стали предметом искусства. Их украшали драгоценными камнями, а потому некоторые стоили очень дорого.
Баязид II занимался каллиграфией, и у него была на это даже специальная лицензия, выданная государством. Дело в том, что в исламском мире этот вид деятельности считается чем-то средним между ремеслом и искусством – с помощью слов даже рисуют картины.
Селим Грозный и Сулейман Великолепный увлекались ювелирным делом. Один читал так много книг, что у него ухудшилось зрение. И он стал первым султаном, кто носил очки. Эти очки Селим сам изготовил, а в дальнейшем сделал полумесяцы из золота и бриллиантов, которые использовал в качестве закладок для книг.
Второй был достаточно опытен, чтобы копировать и улучшать итальянские украшения, которые тогда считались лучшими в мире. Собственные изделия он дарил своим приближенным, матери и женщинам из гарема. Кроме того, сложно поверить, но он был сапожником.
Абдул-Хамид II был отличным плотником и столяром. Его мебель отличалась тонким вкусом и необычным дизайном. Он не только обставил весь дворец и делал презенты своим приближенным, но и получил приз на выставке плотницких изделий в Нью-Йорке. Хотя его экспозиция была выставлена без указания имени.