Когда мать кричит на своего ребенка, да еще и прилюдно, да еще и обвиняя его в том, что именно он виноват в ее тяжелой жизни, ее агрессия всегда находит отклик в сердцах, а точнее психике окружающих людей. И в зависимости от собственной ранней травмы, их реакции в отношении происходящего, бывают разной глубины и интенсивности.
Однако мало кто при этом задается вопросом- а что же отец ребенка? Почему он молчит? Даже если в этот самый момент, тот находится рядом.
Ведь на самом деле, ребенку очень нужна забота и защита его отца. Если отец молчит, когда мать вымещает на ребенка все что накопилось и адресовано далеко не только ему, но и его отцу, а то и другим членам семьи (что на самом деле происходит очень часто в семьях с молчаливым отцом), то на кого тогда маленькому человеку можно безопасно опираться?
Мама злая, а отец вроде как хороший, только вот рядом с ним не безопасно. Он эмоционально холодный, словно отсутствует. Он словно брат и не всегда старший. Ребенок снова и снова выполняет роль громоотвода, собирая на себя все то, что происходит между родителями.
Женщина кричит, мужчина молчит. А больше всех страдает ребенок.
Мало кто решается злиться на отца ребенка, перенося на него образ своего отца. Словно эта фигура неприкасаема.
Это мать плохая. А отец тихий, замечательный, вечно притесняемый злобной женой. И как же ему бедному не повезло. И памятник ему надо поставить за его терпение (слова слышимые не раз).
Только вот правда в том, что этот мужчина выбрал именно эту женщину. И даже если она, например после терапии, меняется, становясь более устойчивой и гармоничной, эмоционально и психически, то быть вместе им будет практически не возможно. Ведь ему нужны эти психоэмоциональные качели. Именно в них, он чувствует себя живым и нужным. А ей больше не будет нужен тот, кого нужно постоянно оживлять.
У такого мужчины в преморбиде, была такая же эмоционально не стабильная мама. Или эмоционально холодная. Или рано ушедшая из жизни. И когда его жена кричит на ребенка, то с одной стороны он встречается с собственной болью (ранней травмой), с другой рад, что она кричат не на него, а значит он не такой плохой. С третьей, если кричит значит жива и не холодна. А он очень боится остаться один. А с четвертой, для него это привычно, а значит безопасно.
А ребенок?
Девочке когда повзрослеет, будет страшно создавать отношения с мужчинами, ведь она при наличии отца, никогда не чувствовала себя в полной безопасности. Мужчины в ее картине мира слабы и беспомощны. И ей как и матери придется брать на себя роли и мужскую и женскую. Или она будет искать того, кто явно живой, чтобы не оживлять его собой. Например абьюзера, который уже ее будет оживлять своими скандалами.
А мальчик став взрослым, либо пойдет по образу и подобию отца. Тем более, что их детство прошло по схожему сценарию. Он может бояться женщин и выбрать быть одному, либо найдет такую же "маму"- жену. Либо решив отомстить за себя и отца, конечно не осознанно, перевернется в тирана по отношению к женщинам.
Конечно есть и другие варианты развития событий, особенно если отец придет в терапию, или оба родителя. Или повзрослевший ребенок решит изменить родительский сценарий и придет уже сам.
Эта статья написана в продолжение к моей статье Ты все портишь! Всегда!
Елена Денисенко Бравицкая- клинический психолог, педагог-психолог, интегративный подход (разные направления) в терапии.
Записаться ко мне на прием, возможно через сообщения в телеграмм или WhatsApp +79859942455
Автор: Елена Денисенко-Бравицкая
Психолог, Клинический интегративный подход
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru