В СССР этот сервиз из ГДР считался одним из признаков достатка семьи. За ним охотились, о нем мечтали, а если удавалось его приобрести, то размещали на самом видном месте в стенке.
В самой ГДР, в зависимости от завода производителя (Да! Да! они были разными) этот сервиз назывался "Ульрика", "Хелена", "Фредерика" и т.д. Но в СССР к нему почему-то намертво приклеилось обобщенное название "Мадонна".
Вероятно, это связано с общим помпезно-золоченым внешним видом сервиза, который мог ассоциироваться в СССР с чем-то элитарным.
Тогда красивое "заграничное" слово "Мадонна" просто дань той же обобщенно "элитарной" эстетике в ее народном понимании.
Кстати, качество у этого сервиза тоже было разное: на мануфактурах "Райхенбах" или "Ильменау" выпускалась дорогая и утонченная посуда, а фабрика "Кала" ориентировалась на более дешевый и грубоватый вариант исполнения.
А теперь посмотрим, что же на самом деле было изображено на картинках сервиза "Мадонна" которые многим в СССР казались загадочными и непонятными.
Эти картинки представляет собой не ручную роспись, как, наверное, многие думали, а деколи (переводные картинки, накрепко приклеившиеся к фарфору после обжига в печи) по мотивам работ знаменитой в XVIII веке художницы Ангелики Кауфман (1741-1807).
В России наиболее известными поклонниками творчества Ангелики Кауфман были Екатерина II и Павел I с супругой Марией Федоровной.
Сюжет этой картины восходит к Греко-Римскому мифу о том, как Зевс (Юпитер) восхищённый красотой невинной нимфы Каллисто, спустился к ней с Олимпа в женском обличье, втёрся в доверие и затем, приняв обратно мужской облик, соблазнил.
Второй, наиболее распространенный сюжет сервиза "Мадонна" изображает наказание Эрота (Амура) неизменного спутника богини Афродиты (Венеры) олицетворяющего собой любовное влечение.
Здесь суровая богиня-дева Артемида (Диана) в отместку за свою соблазненную спутницу Каллисто поймала Амура, привязала к дереву и уничтожает орудия его преступлений - любовные лук и стрелы.
Сюжеты, конечно, те еще. Но популярность этих сервизов в самой ГДР говорит о том, что восточным немцам хотелось по прежнему красиво жить, думая о чем-то игривом или фривольном.
Однако, несмотря на многолетний коммерческий успех серии, после объединения Германии сервизы "Мадонна" перестали выпускаться уже к 1995 году (вероятно, чтобы нивелировать всякое напоминание о ГДР).
В настоящее время некоторые Европейские производители (например, в Чехии) выпускают сервизы по мотивам немецкой "Мадонны". Но они, как правило, представляют собой только более пошлые и вульгарные реплики легендарного оригинала.