Найти тему
Катехизис и Катарсис

Советская власть и благотворительность Красного Креста

Летом 1922 года бельгийское отделение ЕСП (Европейская студенческая помощь) насобирало денег и пошило в Антверпене для советской профессуры парные комплекты костюмов и пальто - зимние и летние.
Благоразумно запросили через Нансена список наиболее нуждающихся русских университетов - чтобы костюмы не потерялись, направить их решили в какой-то один. Нансен не особо вник и просто сообщил, что в Саратове совсем плохо.

21 сентября 1922 г. на стол тов. Каменеву легла докладная, что в составе эшелона миссии Нансена прибыл вагон Бельгийского Красного Креста с грузом одежды для профессоров Саратовского университета. Каменев наложил привычную резолюцию: "Вагон Бел. КК прицепить к первому же поезду, следующему на Саратов".
Все отлично, вагон поехал.

Ночью Каменев, видимо, долго не мог уснуть. Что-то связанное с работой смущало, наверное.

Лев Борисович Каменев
Лев Борисович Каменев

Утром 22 сентября Каменев перечитал сопроводительную к докладной о вагоне Бельгийского Красного Креста:
"Настоящим препровождаем Вам 700 пар костюмов (зимних и летних) для распределения среди профессоров Саратовского университета. Убедительно просим Вас переслать в адрес Бельгийского Красного Креста расписки профессоров Саратовского университета в получении костюмов из расчета одна пара на человека".

Телеграмма Каменева особо уполномоченному при всех иностранных организациях по Саратовской губернии тов. Бирману от 22 сентября 1922 года:
"Бельгийский К.К. прислал на 700 профессоров Саратовского университета обмундирование. Прошу сообщить сколько у вас профессоров. Найдете ли нужное число".

Ответ Бирмана:
"620 профессоров и 11,000 студентов".

Телеграмма Каменева Бирману от 24 сентября 1922 года в переводе на нормальный язык:
"Ты больной?"

Бирман - Каменеву 25 сентября 1922:
"В число 620 профессоров включили весь профессорско-преподавательский состав, ассистентов, лаборантов и других работников университета, включая хозяйственную часть, а также работников ГубОНО. Руководствуясь пролетарской совестью, оставшиеся 80 комплектов намерены распределить среди лучших студентов".

Каменев - Бирману:
"Расписки не забудь".

20 октября 1922 бельгийцы получили от этих диких и неорганизованных русских отчет с расписками семисот саратовских профессоров.

-2

Автор - Григорий Циденков